Выставка пожарной техники, посвященная 100-летию пожарной охраны СССР

В московском конгрессно-выставочном центре «Сокольники» прошла специальная экспозиция пожарной техники, посвященная 100-летию пожарной охраны СССР. Мероприятие прошло в рамках в рамках ежегодной выставки старинных автомобилей и антиквариата — «Олдтаймер-Галерея».

На выставке была представлена очень солидная коллекция ярких и как следует отполированных автомобильных экспонатов, прежде всего пожарная техника из ряда стран — СССР, США, Швеции, Германии. Всего около 30 пожарных машин, мотоциклов, помп, ручных насосов и даже экипажи огнеборцев на конной тяге.

На 27- по счёту тематической выставке «Олдтаймер-Галерея» доминировал традиционный для пожарной охраны красный цвет: в него были окрашены десятки машин и агрегатов, стенды и даже ковровое покрытие! Как заявили организаторы выставки, это было сделано не случайно. По началу пожарную технику красили в белый цвет, и только позднее его поменяли на серый. Лишь к началу 1920-х «фирменным» у пожарных стал красный цвет.

Для посетителей юбилейной выставки была представлена уникальная ретроспектива технических средств для борьбы с огнем начиная от примитивных «водолейных машин» середины XIX век, качать которые приходилось вручную, до пожарной техники середины – второй половины XX века. Среди уникальных экспонатов – первые советские пожарные автомобили АМО-Ф15 «Промет», ПМГ-1, ПМЗ-1 и ПМЗ-2 и другие послевоенные пожарные машины.

Мастерская Евгения Шаманского привезла на выставку несколько своих уникальных пожарных автомашин, из них автонасос на шасси АМО-4 и ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА (1932 год)

На фото: Автонасос на шасси АМО-4

Одна из первых полностью советских пожарных машин, созданная на шасси грузовика АМО-4. В задней части шасси установлен центробежный насос Д-20, способный перекачивать 1500 литров в минуту. Насос приводился от вала отбора мощности, соединившего хвостовики сцепления и раздаточной коробки, расположенной в задней части кабины. Над насосом внутри надстройки помещался «бак первой помощи» с 360 литрами воды. В задней части устанавливалась надстройка из дерева, с каждого борта которой делались сиденья для шести пожарных и катушки с выкидными рукавами — каждый по 80 метров. Ещё одна катушка с рукавом длиной 160 метров подвешивались сзади у насоса. Пожарные рукава и лестницы крепились над надстройкой, а в её ящики укладывалось пожарное оборудование. В нишах подножек клади лопаты, ломы, багры и прочее. С правой стороны у кабины крепились колокол и два огнетушителя, а с левой — пожарная колонка.

На фото: ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА (1932 год)

Название ПМГ-1 расшифровывается как «пожарная машина ГАЗ модель №1». Это первый пожарный автомобиль, сделанный на ходовой части грузовика ГАЗ-АА. Ее начали изготавливать в 1930 годах сразу на двух заводах: в Москве — на Миусском механическом и в Питере — на «Промете». На ПМГ-1 устанавливается центробежный насос и прочее пожарное оборудование, аналогичное ПМЗ-1 (на базе грузовика ЗИС). С левой стороны позади кабины на автомобиле устанавливался стендер — устройство для подключения к городской водопроводной сети. Пожарная команда, состоявшая из 6 человек, располагалась на боковых сиденьях кузова, а шофёр и начальник команды — в кабине. Чтобы удержаться на линейке во время езды, бойцы пристегивали себя ремнями к поручню. Сидевший на правой скамейке возле кабины пожарный бил в колокол — ещё со времён конных обозов этот сигнал оповещал прохожих и других участников движения о приближении пожарных. Основными пользователями ПМГ-1 были пожарные части некрупных населенных пунктов. Лёгкая пожарная машина больше подходила для тушения пожаров в небольших зданиях, например, в домах, так называемого «частного сектора» и бараках, которые в 30-50-е годы было очень много на окраинах больших городов. Впоследствии эти машины часто передавались сельским пожарным дружинам.

На фото: Автонасос ПМЗ-18 (1956)

С появлением новых моделей грузовиков обновлялись и пожарные машины на их шасси. Боевой расчет составлял 10 человек, а к месту возгорания пожарная машина могла примчаться со скоростью 75 км/ч. Автонасос имел самый большой среди автомобилей этого типа бак так называемый «первой помощи» объёмом в 465 л. Для своего времени запас вывозимых на пожар напорных рукавов был рекордным: 16 рукавов диаметром 51 мм и 66 мм. Надёжность конструкции автонасоса ПМЗ-18 пользовалась уважением у водителей.

На фото: пожарная автоцистерна АЦ-40 (131) 137

Пожарная автоцистерна АЦ-40 (131) 137 — одна из наиболее распространенных и наиболее удачных советских пожарных автоцистерн. Выпускалась серийно Прилукским заводом противопожарного оборудования с 1969 года. Боевой расчёт 7 человек. Ёмкость для воды 2400л, бака для пенообразователя — 150 л. Пожарный насос ПН-40У производительностью 40л/с. За высокую надежность и простоту устройства пожарная автоцистерна АЦ-40 (131) 137 была любима водителями. Серийный выпуск прекращён в 1984 году в связи с началом выпуска модернизированной модели 137А. Всего за 15 лет выпуска изготовлено свыше 9800 единиц.

На фото: Автолестница АЛ-30 (131)

Пожарные автолестницы АЛ-30 (131) выпускались Торжокским машиностроительным заводом с 1979 года. Проект автолестницы разработан Особым конструкторским бюро «Пожарная техника» под руководством ведущего конструктора Юрия Курчакова. Автолестница по праву считается настоящим символом советской пожарной охраны. Всего с 1970 по 1983 годы было выпущено 1700 автолестниц этой модели.

На фото: пожарная автоцистерна АЦ-40 (130) 63Б

Свою историю пожарные автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ-131 начинают в 1963 году Прилукским заводом противопожарного оборудования. Автоцистерна серийно выпускалась с 1965-1967 года. После модернизации пожарной автоцистерны модели 63А в 1972 году, когда на неё был установлен современный производительный насос ПН-40, стал одной из самых лучших советских пожарных автоцистерн. Особенностью её устройства был механический привод специальных агрегатов, отличающихся высокой надежностью в эксплуатации. Автоцистерна стала одним из самых массовых основных пожарных автомобилей СССР. Всего за период 1966-1983 годы выпущено более 16000 единиц этой модели.


На фото: Пожарная автоцистерна АЦП-20 на шасси ГАЗ-63 19М (1963)

Автоцистерна могла доставить 950 литров воды и 105 литров пенообразователя в любую точку сельской местности, потому как она была создана на базе лучшего советского полноприводного грузовика – ГАЗ-63. Серийный выпуск автоцистерны АЦП-20 (63)19М прекращён в 1968 году в связи с освоением заводом изготовителем противопожарного оборудования модели АЦ-30 (53А)106. За пять лет выпуска Варгашинский завод изготовил 5710 экземпляров АЦП-20. Многие сохранились до сегодняшнего времени, некоторые стоят на постаментах, например, в Москве на улице Бориса Галушкина у фасада Академии государственной противопожарной службы МЧС России.

На фото: Автоцистерна ПМГ-36 (1957год)

Продолжая тему реликвий советского автопрома, следует упомянуть еще об одной интересной машине, демонстрируемой на выставке «Олдтаймер-Галерея». Это автоцистерна ПМГ-36 (1957год). Одна из первых советских пожарных машин с полностью закрытым кузовом. Пожарная автоцистерна на шасси грузовика ГАЗ-51А могла перевозить 1100 литров воды и 50 литров пенообразователя, центробежный пожарный насос ПН-25А перекачивал 20 литров в секунду. Была одной из самых распространенных пожарных машин. Автоцистерна ПМГ-36 продолжался с 1962 по 1967 год сразу на трех заводах противопожарного оборудования – Варшагинском, Грабовском и Кустанайском.

Специальный стенд был посвящен памяти профессора АГПС МЧС России Михаила Дмитриевича Безбородько, внесшего немалый вклад в разроботку и совершенствование пожарных автомобилей.

На фото: Насосно-рукавный автомобиль АНР-40(130)127Б (1993)

В начале 70-х городов Насосно-рукавный автомобиль АНР-40 стал новым типом пожарной машины в СССР. «Автомобиль насосно-рукавный» располагал специальным рукавным отсеком, в котором пожарные рукава укладывались гармошкой, благодаря чему АНР-40 мог прокладывать магистральные линии на ходу автомобиля и ликвидации пожара. До его появления рукава возили в скатках или на катушке, поэтому линии прокладывались вручную.

На фото: Автомобиль воздушно-пенного тушения АВ-40 (375)Ц50А (1974 год)

Автомобили воздушно-пенного тушения АВ-40(375)Ц50А на шасси Урал-375Н (1979) предназначались для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса пенообразователя и оборудования для подачи воздушно-механической пены. Применялись они, как правило, на крупных пожарах в местах хранения и переработки нефти. Автомобиль данного типа серийно выпускался Торжокским производственным объединением «Противопожарная техника» ВПО «Союзпожмаш» с 1974 года. Горящий резервуар АВ-40 тушил двумя пеноподъёмниками, а разлившиеся нефтепродукты – шестью пеногенераторами. В цистерне перевозилось 4000 литров пенообразователя и еще 180 литров – в баке.

«Пожарные и спасатели — это люди, которые стоят на страже безопасности, охраняют наш город. Сто лет назад был подписан Декрет об организации государственных мер борьбы с огнём, это была точка отсчёта, когда профессиональная пожарная охрана получила новый импульс в совершенствовании, подготовке кадров, создании новых образцов техники. От лица всех пожарных хочу поблагодарить организаторов выставки, которая послужит новым стимулом для молодых людей, выбирающих профессию настоящих мужчин»
Евгений Бобылев,председатель совета ветеранов московской пожарно-спасательной службы

На фото: Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М (1953 год)

Среди колесных раритетов фотокорреспондент портала «МЧС Медиа» встретил в выставочном огромнейшем зале пожарную автоцистерну ПМЗ-9М. Весьма редкая по нынешним временам машина выпускалась на Прилукском заводе противопожарного оборудования с 1951 по 1955 год, на базе грузовика ЗИС-150. Это одна из основных пожарных машин 50-х годов, чаще всех мелькающая на фотографиях и в кинохронике тех лет. Конструкцию ПМЗ-9 разработали на Московском заводе пожарных машин — это была первая советская пожарная цистерна с закрытой кабиной и кузовом. Кроме того, ёмкость цистерны для воды составляла 1680 литров, бака для пенообразователя — 120 л. Автоцистерна с форсированным двигателем, могла доставлять 7 человек личного состава к месту пожара на скорости до 60 км/ч.

Из числа зарубежных моделей пожарной техники, демонстрируемых в залах, можно упомянуть, например, американские автомобили Kl?ckner-Deutz S3000 (1943), Magirus-Deutz 150 D10 (1966), International Harvester B120 (1960) и Ford 798T (1947).

На фото: Kl?ckner-Deutz S3000 (1943)

Пожарный Kl?ckner-Deutz можно назвать настоящим раритетом: автомобили под такой маркой выпускались столько с 1938 по 1943 год, а число уцелевших экземпляров исчисляется единицами. Пожарная машина 1943 года выпуска выполнена по классической схеме 30-х годов с двойной кабиной, переходящей в закрытый кузов, в котором находятся цистерна, насос и несколько ящиков для инвентаря.

На фото: Magirus-Deutz 150 D10 (1966)

Magirus-Deutz 150 D10 (1966). Пожарная техника всегда была главной в производственной программе немецкой фирмы Magirus, ведущей отсчёт своей истории с 1866 года. Фактически имя Magirus стало синонимом добротного и качественного немецкого пожарного автомобиля. Фирма начала также с изготовления противопожарного оборудования — насосов, лестниц, пожарных линеек. В 1903 году появился и первый пожарный автомобиль марки Magirus, а в 1916 году начался выпуск грузовиков. К этому времени фирма уже освоила собственное производства ходовой части и моторов, но использовала двигатели и других фирм, например, Maybach. В 1936 году фирма была выкуплена кёльнским акционерным обществом Deutz AG, после чего автобусы, грузовые и пожарные автомобили стали выпускаться под маркой Magirus-Deutz. В настоящее время компания называется Iveco Magirus AG

Нафото: International Harvester B120 (1960)

International Harvester B120 (1960) — самый редкий пожарный автомобиль в мире. Шведская пожарная машина 1960 года выпуска на шасси американского полноприводного грузовика с 750-литровой цистерной и насосом производительностью 30 литров в минуту, установленном спереди, а не сзади. Всё пожарное оборудование изготовлено фирмой Henrikssons Brandredskap. Автомобиль с 1995 года нёс службу в пожарной части карельского города Костомукша, в 2005 году были списан, продан в частные руки и затем отреставрирован до первоначального состояния. Пожарный насос был установлен на бампер и приводится в действие при помощи двигателя. Сдвоенная кабина полученного автомобиля имела деревянный каркас, позади кабины была закреплена цистерна на 750 литров воды и ящики для пожарного инвентаря.

На фото: Ford 798T (1947)

Уникальный пожарный автомобиль Ford 798T (1947) выглядит в типично американском стиле. При этом насосы у него располагаются впереди, а не сзади, как это принято, например, у советских пожарных машин. Такая необычная компоновка не только освобождала место за кабиной, но и делала более удобной работу пожарных с насосом, вокруг которого было намного больше свободного пространства, чем, если бы он устанавливался сзади. Американцы отличаются своей любовью к пожарным машинам и огромному наличию хрома на кузове, а космические формы автомобиля также восхищают.


Справка:
Советская пожарная охрана была создана 100 лет назад – 17 апреля 1918 года. В этот день В.И. Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров «Об организации государственных мер по борьбе с огнем», который сыграл значительную роль в деле становления и развития пожарной охраны нашей страны. В декрете отмечалась необходимость правильного и планомерного проведения противопожарных мероприятий, обращалось внимание на важность развития пожарной профилактики, необходимость издания правил и инструкций, разработку пожарной техники. В годы Великой Отечественной войны пожарная охрана стала щитом, обороняющим от огня населенные пункты, военные и другие стратегически важные объекты.


Автор: Степан Змачинский
09:15
4726
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...