3. ОБНАРУЖЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ
ТУШЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ (пособие для лесных пожарных) автор: Е.А. Щетинский
Содержание
1. Организация охраны лесов от пожаров
2. Предупреждение лесных пожаров
3. Обнаружение лесных пожаров
4. Условия возникновения, распространения и поведения лесных пожаров
5. Тушение лесных пожаров
6. Инструменты, оборудование и оснащение для тушения лесных пожаров
7. Организация лагеря (табора) на пожаре
3. ОБНАРУЖЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ
3.1. Организация обнаружения лесных пожаров
Мероприятия по обнаружению лесных пожаров проводятся по следующим направлениям:
патрулирование лесов (наземное и авиационное) с целью своевременного обнаружения лесных пожаров;
наблюдение за лесными массивами с пожарных наблюдательных вышек (мачт), пунктов;
анализ фотоснимков с ИСЗ типа "Метеор", "Природа", "Ресурс" и с американских NOAA, EOS, Landsat для оценки развития крупных лесных пожаров и пожарной ситуации на слабоохраняемых территориях.
3.1.1. Патрулирование лесов проводится по маршрутам, установленным (запланированным) с учетом классов пожарной опасности насаждений, наличия источников огня и класса пожарной опасности по погодным условиям, а также других факторов, оказывающих влияние на возможность возникновения лесных пожаров.
Патрулирование проводится лесной охраной, ПХС, мехотрядами на автомашинах, мотоциклах, мопедах, велосипедах, мотолодках, катерах, на верховых лошадях и других средствах. При этом патрульная группа и лесник должны иметь подручные средства и набор средств для самостоятельной ликвидации обнаруженного пожара. При обнаружении пожара патрульный немедленно приступает к тушению и докладывает по радио или другим способом в лесничество или ПХС, лесхоз, авиаотделение, штаб пожаротушения характеристику пожара,
предполагаемую или установленную причину его возникновения, при необходимости запрашивает требующуюся помощь. Место обнаружения пожара (его привязка к местности) дается по лесопожарной карте, схеме лесонасаждений с указанием квартала или по известным ориентирам.
Протяженность патрульных маршрутов в зависимости от уровня пожарной опасности может быть различной. Патрульные, как правило, обеспечиваются биноклями и средствами связи с лесничеством и лесхозом, ПХС и мехотрядом.
Авиационное патрулирование проводится на самолетах и вертолетах авиаотделениями авиационной базы охраны лесов (наземное патрулирование в этих районах не отменяется). На один самолет (вертолет) устанавливается охраняемая площадь лесов от 1 до 3 млн. га в зависимости от горимости (количества возникающих пожаров в один день и условий их развития) по специальным нормативам.
Патрульные полеты в зависимости от условий района полетов и видимости проводятся, как правило, на высотах от 600 до 1500 м по установленным (утвержденным) маршрутам. В одном авиаотделении устанавливается не более двух маршрутов (до 700 км Ан-2 и 250 км Ми-8), прокладываемых с учетом обеспечения осмотра наиболее опасных участков леса и обеспечения требований самолетовождения. При установлении режимов 2-, 3- и 5-кратного патрулирования в целях своевременного обнаружения пожаров протяженность патрульных маршрутов соответственно сокращается.
В авиаотделениях, где имеются авиапожарные команды, патрулирование проводится с парашютистами и десантниками-пожарными на борту, что сокращает время между обнаружением и началом организации тушения.
При полете по маршруту, заметив дым, летчик-наблюдатель дает указание пилоту об изменении маршрута для полета к дымовой точке и записывает в бортжурнале время и место разворота, а также новый курс С момента обнаружения дымовой точки и до окончания работ над ней (сбрасывание вымпелов, высадка парашютистов и выполнение других операций) записывается в бортжурнале место и время изменения основных элементов полета (курса, высоты, скорости), а также сведения о пожарах и проделанной работе (сброс схем, высадка парашютистов, посадка вертолетов, передача сведений по радио и др.).
Место пожара определяется по патрульной карте визуально путем привязки его к квартальной сети и ближайшим опознанным ориентирам. При значительном удалении пожара от ориентиров его место определяется пеленгацией. Истинные пеленги на пожар берутся с двух ориентиров, выбранных с таким расчетом, чтобы пеленги от них не пересекались под утлом меньше 45° или больше 135°. Для большей
уверенности в расчетах рекомендуется брать третий пеленг, обратный
одному из взятых или с дополнительного Ориентира.
Летчик-наблюдатель имеет право продолжать дальнейший полет
по маршруту лишь после того, как убедится в правильности определения места пожара.
Для определения с воздуха вида пожара служат следующие
признаки:
низовой - горение происходит под пологом древостоя или на
открытой местности, форма площади пожара вытянутая, с извилистыми границами, огонь под пологом древостоя виден обычно местами,
цвет дыма беловатый;
верховой - площадь пожара сильно вытянутая, видны горящие
кроны деревьев, огонь хорошо заметен с высоты 600 м, цвет дыма
темный;
торфяной или подземный - границы недавно возникшего пожара плохо заметны, дым поднимается по всей площади пожара, огонь
не виден; на пожаре, действующем более суток, границы выгоревшей
площади хорошо заметны, дым сосредоточен по периферии пожара,
много деревьев, вывалившихся вершинами на выгоревшую площадь,
огонь не виден.
Установив место и вид пожара, летчик-наблюдатель проводит
облет на высоте 600-800 м и наносит простым карандашом границы
пожара на патрульную карту по ориентирам, опознанным на местности.
Если площадь пожара в масштабе карты составляет менее
0,5 см2, его место отмечают точкой. Площади, пройденные пожарами,
определяются палеткой. Площади пожаров, место которых на карте
обозначено точкой, определяются глазомерно. Допускаемые погрешности в определении площадей не должны превышать 30%.
После определения площади и вида пожара при необходимости
составляется донесение или схема места пожара с нанесением квартальной сети, населенных пунктов, рек, озер, дорог, троп и других
ориентиров.
На схеме красным цветом наносят границы пожара или обозначают его кружком (если размеры пожара незначительные). Направление распространения огня указывают красной стрелкой. Схема составляется цветными карандашами (фломастерами), при этом голубым
цветом на схеме наносят реки, озера, болота, коричневым - дороги,
зеленым - квартальную сеть, черным показывают направление ветра
(стрелкой), названия населенных пунктов (ориентиров). На схеме указывают и дополнительные ориентиры, которых нет на карте, а также
естественные преграды, которые можно использовать для остановки
огня, и даются рекомендации по тактике тушения пожара.
После составления схемы пожара высота полета снижается для
детального осмотра пожара: на самолетах не ниже 200 м истинной
высоты и на вертолете не ниже 100 м. Летнаб производит описание
горящего леса (состав, полнота, возрастная группа - молодняки. средневозрастные, спелые). Если пожар действует на не покрытой лесом площади, указывается ее категория (вырубка, лесная поляна, луг и т.д.). Кроме того устанавливается наличие или отсутствие на пожаре
рабочих, определяется интенсивность горения, выявляются дополнительные данные, которые наносятся на схему.
Для определения интенсивности низовых пожаров служат следующие признаки:
при сильной интенсивности пожара пламя видно с высоты 200
м и по всему фронту пожара;
при средней интенсивности пожара пламя с высоты 200 м видно лишь на отдельных участках фронта пожара;
при малой интенсивности огонь с высоты 200 м не заметен.
Летчик-наблюдатель обязан немедленно сообщить по радио с
борта воздушного судна о пожаре и принимаемых мерах по его ликвидации в лесхоз и авиаотделение.
Если радиосвязь с лесхозом отсутствует, летнаб обязан сбросить
составленное им донесение о пожаре в ближайший пункт приема донесений, от которого наиболее удобны пути подхода к пожару.
3.1.2. Дня обнаружения лесных пожаров используются также
пожарно-наблюдательные вышки (ПНВ), мачты o (ПНМ) и пункты
(ПНИ).
ПНВ изготавливают по типовым проектам (пирамидальные, четырех- и треугольные) высотой 35 м в металлическом исполнении.
Вышка имеет лестницу для подъема наблюдателя в кабину наблюдения. В кабине наблюдения имеется стол с азимутальным кругом и градусной сеткой с делениями через 0,5 и приспособление для визирования. Место вышки указывается на плане лесонасаждений лесхоза (лесничества), очерчивается окружностью с градусной сеткой. Дежурный на вышке, заметив дым, по визиру определяет направление (азимут) в градусах и передает по радио (телефону) сообщение в лесничество (лесхоз). Желательно иметь азимуты пожара с двух вышек. В этом случае место пересечения двух направлений, нанесенных на карту по полученным азимутам, и будет местом пожара. Если имеется одна вышка, то удаление места пожара определяется по ориентирам, а затем уточняется прибывшей на место группой тушения. Ввод в эксплуатацию ПНВ оформляется актом приемки с участием представителя технического надзора.
ПНМ состоит из мачты высотой 30 м, установленной на фундамент на растяжках, подъемно-спусковой системы с кабиной наблюдателя.
На ПНВ и ПНМ в последние годы устанавливают телекамеры
специально разработанной установки ПТУ-59.
При нормальных условиях видимости дым от начинающегося
лесного пожара с ПНВ и ПНМ можно заметить на расстоянии до 20
км, т.е. можно осматривать площадь до 20 тыс.га. При наблюдении с
помощью ПТУ-59 дальность четкой видимости в равнинных условиях
составляет 12-15 км.
ПНП устраивают, как правило, в горной местности в виде небольших павильонов на возвышенных местах.
Для обнаружения скрытых очагов горения, которые могут
явиться источником возникновения лесных пожаров, а также скрытых очагов высоких температур на кромках локализованных лесных пожаров применяют тепловизоры "Тайга" и "Тайга-2", устанавливаемые на патрульных самолетах, и прибор "Кромка-1" в наземных условиях. "Тайга" работает с высоты 600 м, угол захвата 120°, ширина
полосы обзора 2 тыс.м регистрируются очаги с температурой 600°
размером 0,3 х 0,3 м. "Тайга-2", кроме того, производит запись подстилающей поверхности и источников горения на ней на электротехническую бумагу.
3.1.3. Начиная с 1978 г., в целях охраны лесов используют оперативную спутниковую информацию. Такая информация позволяет оценивать метеообстановку, в частности, получать данные о состоянии снежного покрова, его сходе для проектирования сроков начала и окончания работ по охране лесов для крупных регионов страны; погодные данные, определяющие пожарную опасность в лесах; развитие ресурсной облачности для возможного применения метода искусственного вызывания осадков для тушения, а также контролировать динамику развития лесных пожаров и складывающуюся пожарную обстановку для разработки мер по тушению; учитывать площади,
пройденные огнем, получать другую информацию для разработки лесоохранных мер. Устанавливаемая на ресурсных ИСЗ сканерная аппаратура высокого разрешения (30-50 м) обеспечивает обнаружение не только крупных, но и средних пожаров.
Продолжаются опыты по совершенствованию визуально-инструментального метода наблюдения за состоянием горимости лесов с
ДОС "Салют" В 1987 г. Минлесхозом РСФСР совместно с Центром
подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина и другими организациями разработана Методика организации и проведения космовизуальных наблюдений в целях охраны лесов от пожаров, предназначенная для подготовки космонавтов-операторов.
Дальнейшее развитие визуально-инструментального метода наблюдения из космоса с ДОС может обеспечить составление карт прогнозируемой пожарной опасности по влажности подстилающей поверхности; обзорных карт горимости и изменений в лесном фонде, вызванных пожарами, а также межведомственный контроль горимости на различных категориях земель и мер по тушению ландшафтных пожаров.
Расширение применения аэрокосмических средств и методов в охране лесов от пожаров неразрывно связано с разработкой и внедрением в практику работ автоматизированной системы АСУ-охраны лесов.
Анализ применения различных методов обнаружения лесных пожаров показал, что они распределяются следующим образом:
Обнаружение лесных пожаров, %:
космическими методами - пока нет
авиационными методами - 79
в том числе с помощью "Тайги" - 0,001
наземными методами - 21
в том числе с помощью ПТУ-59 - 0,02
3.2. Своевременность обнаружения лесных пожаров
Своевременное, т.е. в кратчайший срок после возникновения, обнаружение лесного пожара дает возможность приступить к тушению его в начале развития, что упрощает задачу и значительно снижает затраты и убытки. Своевременность обнаружения пожаров какими-либо нормативами не определена. Однако в практике работ существуют некоторые придержки. Например, в районах интенсивного ведения лесного хозяйства своевременным считается обнаружение лесного пожара, распространившегося на площади до 0,01 га, в районах, где обнаружение обеспечивается наземными и авиационными
средствами - до 1 га, а в районах, где обнаружение ведется только авиационными средствами - до 3 га. Существует также подход к своевременности обнаружения, согласно которому пожар, ликвидированный имеющимися силами и средствами в течении одного дня, считается обнаруженным своевременно.