Тема № 22 Организация и технология выполнения АСР при ликвидации последствий ДТП

Технология АСР при ликвидации последствий ДТП зависит от множества различных факторов, поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать: рельеф местности, состояние дорожного полот-на, количество и расположение попавших в ДТП ТС, типы их конструк-ций, степень их повреждений, возможное количество пострадавших, их состояние и виды полученных ими травм, возможность их деблокирова-ния и наиболее предпочтительный способ их извлечения из поврежден-ных транспортных средств и другие факторы, способные осложнить проведение АСР. Решение о способе и направлении извлечения пострадавшего принимается совместно бригадой СМП и спасателями.
Если пострадавший в сознании, необходимо установить с ним контакт, постоянно поддерживая разговор, ободряя и справляясь о его самочувствии в течение проведения всей спасательной операции. Если пострадавший без сознания, необходимо убедиться в наличии жизнен-ных функций (дыхание и пульс). После чего провести первичный осмотр и подготовить пострадавшего к извлечению:
-накрыть острые части деталей корпуса ТС защитными чехлами на острые кромки или брезентовым материалом;
-остановить угрожающее жизни кровотечение;
-осмотреть область шеи на предмет видимых повреждений;
-снять украшения, если это необходимо (ожерелья, серьги и т.п.);
-надеть шейный корсет, для фиксации шейных позвонков, со-храняя шею на средней линии тела;
-подвести под спину медицинское извлекающее устройство;
-определить места зажатия частей тела пострадавшего и страте-гию их освобождения.
В зависимости от реальной обстановки извлечение пострадавшего из аварийного ТС производится двумя вариантами:
Немедленное извлечение:
-если существует опасность для команды спасателей или по-страдавшего (например, пожар, затопление, разлив АХОВ и т. п.);
-если состояние пациента резко ухудшается;
-если жизненные функции (дыхание и пульс) у пострадавшего не проявляются.
Решение на немедленное извлечение пострадавшего принимается бригадой СМП или врачом-специалистом, прибывшим на место ДТП, а в их отсутствии или при явной угрозе гибели пострадавшего от вторичных поражающих факторов, решение может быть принято руководителем работ.
Контролируемое извлечение:
контролируемое извлечение является наиболее щадящим для по-страдавшего, и при отсутствии угрожающих факторов ему всегда отдает-ся предпочтение.
Спасательные работы при ДТП включают:
-оценку обстановки (сбор и анализ информации по виду аварии, количеству пострадавших, их состоянию, передачу информации выше-стоящий орган в случае необходимости привлечения дополнительных сил и средств);
-проведение поисковых работ в месте ДТП;
-организацию зоны оцепления и ее обозначение;
-предотвращение вторичных факторов;
-стабилизацию ТС;
-отключение аккумуляторной батареи;
-обеспечение быстрого доступа к пострадавшим;
-деблокирование пострадавших при столкновениях, наездах и опрокидываниях ТС;
-оказание первой помощи пострадавшим;
-извлечение пострадавших из поврежденного ТС;
-эвакуацию пострадавших и передача их бригаде скорой медицинской помощи.
Перед началом АСР необходимо выключить зажигание в замке аварийного ТС. До отключения АКБ необходимо попытаться открыть опускные стекла при помощи штатных электроподъемников, изменить положение сидений, имеющих электропривод и выключить блокировку замков дверей.
С помощью гидравлического расширителя из состава ГАСИ или инструмента ручного аварийно-спасательного (ИРАС) вскрывается ка-пот. Отключение АКБ осуществляется спасателем исходя из наиболее простого и удобного для него способа:
-открутить гайки минусовой и плюсовой клемм и отключить АКБ;
-любым доступным методом перекусить (перерубить, перере-зать) минусовой, а затем плюсовой провода избегая контакта с корпусом ТС.
При невозможности отключения АКБ, силовые провода переку-сываются в районе клемм. При этом следует иметь в виду, что на некото-рых автомобилях устанавливаются устройства автоматического отклю-чения аккумулятора с пиротехническими размыкателями. Разрушение таких размыкателей при обрезании проводов может привести к травме.
В большинстве случаев на автомобиле устанавливается одна АКБ, которая размещается под капотом двигателя. Однако в современных ав-томобилях может быть не один аккумулятор (например, на BMW, Mersedes), и места их установки могут быть разными — под капотом, под задним сидением, в багажнике, в арке переднего колеса, в ногах пе-реднего пассажира, под водительским сидением. Объясняется это тем, что конструкторы автомобилей пытаются поместить батарею в более комфортное место, чем моторный отсек, для которого характерны высо-кая температура и вибрации.
В ряде случаев аккумулятор может быть недоступен. Это проис-ходит из-за того, что конструктивно доступ к аккумулятору предусмот-рен только в сервисных условиях, либо из-за того, что аккумулятор рас-положен под сидением, на котором находится пострадавший в тяжелом состоянии. Для таких автомобилей под капотом обычно предусмотрен разъем, позволяющий обесточить автомобиль.
Стабилизация ТС
Стабилизация поврежденного ТС осуществляется с целью устра-нения его раскачивания, сдвига, перевертывания, для обеспечения безо-пасной работы спасателей и безопасности пострадавших. Средства ста-билизации устанавливаются сразу после определения плана проведения АСР.
Для стабилизации используются специальные фиксирующие под-кладки, упоры, Для фиксации поврежденного автомобиля в целях преду-преждения его сдвига или перевертывания его стабилизируют. При этом, с учетом состояния его устойчивости, возможно использование специальных приспособлений и/или аварийно-спасательных средств из состава технического оснащения аварийно-спасательного автомобиля (пневмодомкраты, пневматические подушки, лестницы), а также привлекаемая вспомогательная дорожно-строительная техника, например, автокраны и подручные материалы.
Стабилизация ведется по следующим основным направлениям:
-закрепление неустойчивых объектов, вызывающих опасность на начальных стадиях спасательной операции (например, дерево или столб на грани падения из-за столкновения);
-закрепление аварийного ТС с заблокированными людьми для предотвращения получения дополнительных травм пострадавшими из-за неожиданных перемещений автомобиля во время проведения спасатель-ной операции.
Установленные средства стабилизации не должны мешать обеспе-чению доступа или освобождению и извлечению пострадавших.
Схема стабилизации ТС, стоящего на колесах, может быть трех- и четырехопорной. Наиболее предпочтительной является четырехопорная схема.
С целью исключения опрокидывания поврежденного ТС устанав-ливают опору из складной лестницы, которая входит в состав АСМ, или из подручных материалов (брус, столб).
Схемы стабилизации транспортного средства, стоящего на коле-сах и лежащего на боку, и места установки элементов стабилизации показаны на рис. 5, 6.а)б)в)
Рис. 5. Стабилизация аварийного ТС, стоящего на колесах:
а) 4-х опорная схема; б) установка клиньев под колеса; в) установка опорных блоков.
Рис. 6. Стабилизация ТС, лежащего на боку в результате ДТП.
Стабилизация ТС, опрокинутого на крышу (рис. 7), осуществляет-ся при помощи опорных блоков под задней частью крыши и в простран-стве между капотом и ветровым стеклом.
Рис. 7. Стабилизация ТС, опрокинутого на крышу в результате ДТП.
Оборудование — лебедка, силовые ленты с натяжителями, кли-нья, опорные блоки, механические крепи, гидравлические опоры, пнев-матические опоры, пневматические подушки высокого и низкого давле-ния, кусачки, нож.
Система ремней безопасности на современных транспортных средствах применяется двух типов – с натяжителем и с ограничителем ускорения усилия.
Ремни безопасности удерживают и направляют водителя и пасса-жиров, чтобы они начали перемещаться не раньше 30 мс после столкно-вения и не попали мимо подушки безопасности.
Иногда ремни устанавливают с преднатяжителем, который в мо-мент столкновения выбирает слабину и слегка натягивают ремень, улуч-шая фиксацию тела человека на сиденье.
Для задействования механизма преднатяжителя с блока управления воздушными подушками и ремнями безопасности поступает электриче-ский сигнал. Этот сигнал задействует систему зажигания пиротехниче-ского элемента преднатяжителя. Образовавшийся газ толкает поршень механизма, соединённого зубчатой рейкой и через механизм натягивает-ся ремень безопасности.
Механизм преднатяжителя всегда задействуется раньше, чем воз-душные подушки безопасности. Вполне возможно, что система управле-ния «решит» задействовать только преднатяжители без задействования воздушных подушек. Время реакции системы преднатяжителя - 0.004 сек после определения аварии.
Преднатяжитель ремня безопасности
На транспортных средствах раннего выпуска установлены инерци-онные ремни безопасности, которые блокируются эксцентриком при сильном рывке.
Системы натяжителей ремней срабатывают при получении сигна-ла большого отрицательного ускорения и убирают около 15 см ремня; приводятся в действие механическим, либо электрическим (пиротехни-ческим) способом.
Системы натяжителей устанавливаются в четырёх основных мес-тах: низ или середина средних опорных стоек, внутри барабанов перед-них ремней безопасности и в области задней панели кузова транспортного средства. При необходимости разрезании опор и стоек повреждённого автомобиля стоит избегать этих мест, так как усилители для монтажа ремней безопасности могут стать причиной повреждения лезвий резаков.
На некоторые марки транспортных средств устанавливают натяжи-тели со встроенными в них датчиками, которые могут сработать даже при отключённой АКБ.
Ремни безопасности с ограничителем усилия ускорения уменьшают натяжение ремней безопасности в определённый момент аварии, что снижает момент отрицательного ускорения, оказывающего воздействие на тело водителя и пассажира.
Система подушек безопасности состоит из подушек безопасности (оболочки) и наполняющих устройств.
Подушки безопасности условно делятся на:
фронтальные – в ступице рулевого колеса (для водителя) и в пане-ли приборов (пассажирская). Предназначены для защиты водителя и пас-сажира от травмирования твёрдыми предметами и осколками стёкол при фронтальных столкновениях и защищают голову и верхнюю часть тела человека. Срабатывают при получении аварийного сигнала от блока управления.
боковые – предназначены для уменьшения повреждения людей, на-ходящихся в автомобиле при боковом ударе. Устанавливаются сбоку в спинках или подушках сидений, а также над дверными проёмами. До-полняют фронтальные и предохраняют живот и таз человека. При боко-вом столкновении внешние датчики посылают сигналы в центральный блок управления подушками безопасности, что делает возможным сраба-тывание, как некоторых, так и всех боковых подушек.
напольные и коленные – на полу и в нижней части панели приборов, чтобы обезопасить, соответственно, колени и ступни.
Наполнителем подушек безопасности (оболочек) как правило, слу-жит газ – азот. Система подушек безопасности работает обычно при включённом зажигании: положение ключа зажигания «ON» (включено) или «START» (пуск).
При срабатывании системы оболочка (подушка) раскрываясь, раз-рывает декоративное покрытие деталей интерьера, за которыми она ус-тановлена (ступица рулевого колеса, панель приборов, обивка сидений и т.п.).
Схема работы системы подушек безопасности
По международным Правилам ЕЭК ООН, в автомобиле оборудо-ванном подушками безопасности, обязательно должны быть обозначения на всех элементах системы. Непосредственно около подушки (на ступице рулевого колеса, панели приборов, на боковой поверхности спинки переднего сиденья, над дверьми) делаются рельефные надписи «air bag» или «SRS».
Предупредительные надписи (или этикетки) часто располагают на противосолнечных козырьках, торце панели приборов или в вещевом ящике. Кроме того, в автомобиле с подушкой для переднего пассажира, на видном месте наклеивают метку, запрещающую закреплять на этом сиденье детское кресло. Иногда дополнительно на торце панели прибо-ров или на передней стойке располагают кнопку отключения этой по-душки. Дополнительный признак боковых подушек в сиденьях – обозначение на ярлыке, пришитом к ленте ремней безопасности.
При проведении АСР, а именно разрезании опор и стоек повре-ждённого автомобиля стоит избегать элементов нагнетателя воздушной подушки (миниатюрные газовые цилиндры), поскольку выпуск сжатого под большим давлением газа внутри цилиндра или разрушение самого цилиндра может привести к очень серьёзным травмам.

При необходимости демонтажа кресел, прежде всего, необходимо удалить обивку кресел, т.к. нагнетатели воздушных подушек могут находиться в креслах.

17747
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...