Тема № 13 Тушение пожаров в условиях особой опасности для личного состава

Действия при тушении пожаров на объектах с наличием радиоактивных веществ. В природе есть небольшое количество химических элементов, ядра атомов которых распадаются самопроизвольно. Этот процесс сопровождается невидимым излучением. Самопроизвольный распад ядер атомов некоторых химических элементов называется радиоактивностью, а сами элементы и их излучения - соответственно радиоактивными элементами и радиоактивными излучениями. Органы чувств человека не обладают способностью воспринимать присутствие радиоактивного излучения. Информацию о радиоактивном излучении и о радиоактивном загрязнении местности, воды, воздуха, транспортных средств, продуктов питания и т.д. можно получить только по показаниям специальных приборов. Радиоактивное загрязнение возникает в процессе радиоактивных превращений ядер атомов химических элементов: альфа-распад, бета-распад, электронный захват, спонтанное (самопроизвольное) деление атомных ядер. Одно из важных свойств всех радиоактивных излучений -способность вызывать ионизацию электрически нейтральных молекул среды, в которой они распространяются. Наибольшей ионизирующей способностью обладают альфа-частицы. Вследствие ионизации энергия альфа-частицы быстро уменьшается. После прохождения определенного расстояния, называемого длиной свободного пробега, альфа-частица как таковая прекращает свое существование. Потеряв большую часть энергии, она захватывает два электрона и становится нейтральным атомом гелия. Для человека, как и для любого другого живого организма, альфа-излучение не представляет собой какой-либо опасности.

Способностью при прохождении через вещество ионизировать его обладают и бета-частицы, однако она значительно меньше. Поскольку бета-частицы теряют свою энергию несколько медленнее, то длина их свободного пробега в воздухе и других материалах гораздо больше. Значительная часть бета-частиц различных радиоактивных изотопов проходит в воздухе 3-5 м. В веществах, имеющих большую плотность, намного меньше (в воде, древесине, тканях организма в 1000 раз). Несмотря на это, бета-излучение опасно для человека, особенно при попадании радиоактивных веществ на открытые участки кожи.

Альфа-распад и бета-распад, как правило, сопровождаются гамма-излучением. Оно представляет собой электромагнитные колебания очень большой частоты, распространяющиеся в пространстве со скоростью света; испускается ядром в виде отдельных порций, называемых гамма-квантами или фотонами. Гамма-кванты обладают очень большой проникающей способностью. Для характеристики ослабления гамма-излучения различными материалами пользуются величиной слоя половинного ослабления (d 1/2). Это такая толщина слоя материала, которая ослабляет мощность гамма-излучения в два раза. Слой половинного ослабления является мерой характеристики защитных свойств материала.

Степень опасности поражения людей ионизирующими излучениями определяется значением экспозиционной дозы излучения (Д), которая измеряется в рентгенах (Р). Интенсивность радиоактивных излучений оценивается мощностью дозы излучения (Р). Мощность дозы излучения характеризует скорость накопления дозы и выражается в рентгенах в час (Р/ч), миллирентгенах в час (мР/ч) или в микрорентгенах в час (мк Р/ч).

В Международной системе единиц СИ экспозиционная доза излучения измеряется в кулонах на килограмм (Кл/кг), и ее мощность - в кулонах на килограмм в секунду (Кл/(кгс). Кулон на килограмм равен экспозиционной дозе, при которой в 1 кг воздуха образуется в результате ионизации суммарный электрический заряд всех ионов одного знака, равный 1 Кл.

При оценке последствий облучения людей ионизирующими излучениями важно знать не экспозиционную дозу, а поглощенную дозу излучения, то есть количество энергии ионизирующих излучений, поглощенное тканями организма человека. В качестве единицы измерения поглощенной дозы излучения в системе СИ принят грэй (Гр), а мощность такой дозы - грэй в секунду (Гр/с). На практике используется внесистемная единица поглощенной дозы - рад (в одном грамме облучаемого вещества поглощается энергия, равная 100 эрг). Внесистемная единица мощности поглощенной дозы - рад в час или рад в секунду (рад/ч, рад/с).

Между экспозиционной и поглощенной дозами излучения имеется зависимость:

Дпог = Дэкс х К,

где К - коэффициент пропорциональности (для мягких тканей организма человека К = 0,877).

Учитывая то, что у существующих дозиметрических приборов погрешность измерений составляет 15-30%, коэффициент пропорциональности принимают равным единице. Поэтому при оценке последствий облучения людей измеренные с помощью дозиметрических приборов значение экспозиционной дозы в рентгенах и поглощенной дозы в радах примерно одинаковы. Рентген - это такая доза гамма-излучения, при которой в 1 см3 воздуха при нормальных физических условиях (температура воздуха 0° С и давление 760 мм рт.ст.) образуется 2,08х109 пар ионов, несущих одну электростатическую единицу количества электричества. Для оценки последствий облучения организма человека различными видами излучений, а также при попадании радионуклидов в организм человека с воздухом, водой и пищей применяется специальная единица измерения эквивалентной дозы облучения - бэр (биологический эквивалент рентгена).

Чрезвычайные ситуации, связанные с радиоактивным загрязнением, как правило, происходят в результате аварий на атомных электростанциях предприятиях атомной промышленности, на установках и транспортных средствах, использующих и перевозящих радиоактивные вещества, а также” результате ядерных взрывов.

Известно, что степень радиационных поражений зависит от полученной дозы излучения и времени, в течение которого человек ему подвергался. Не всякая доза облучения опасна. Если она не превышает 50 Р, то исключена даже потеря трудоспособности, не говоря уже о лучевой болезни. Доза в 200-300 Р, полученная за короткий промежуток времени, может вызвать тяжелые радиационные поражения. Такая же доза, полученная в течение нескольких месяцев или при относительно равномерном облучении, к заболеванию не приведет. Здоровый организм человека способен за это время вырабатывать новые клетки взамен погибших при облучении.

При определении допустимых доз облучения необходимо учитывать то, что оно может быть однократным или многократным. Однократным считается облучение, полученное за первые 4 суток. Облучение, полученное за время, превышающее этот период, считается многократным. Облучение людей однократной дозой 100 Р и более иногда называют острым облучением.

Эффективность проведения поисково-спасательных работ в зоне радиоактивного загрязнения во многом зависит от наличия достоверных данных о сложившейся там радиационной обстановке. С этой целью проводится радиационная разведка, которая решает следующие задачи:

- обнаружение загрязнения местности и приземного слоя воздуха радиоактивными веществами и передача информации об этом руководителю работ;

- определение мощности дозы гамма-излучения на маршрутах движения ПСФ и обозначение границ зон радиоактивного загрязнения;
- отыскивание (при необходимости) путей обхода для преодоления загрязненных участков;

- контроль за динамикой изменения радиационной обстановки;
- взятие проб воды, продовольствия, растительности, грунта, объектов техники, имущества и отправка их в лаборатории;

- метеорологическое наблюдение;

- дозиметрический контроль личного состава ПСФ после выхода из зоны радиоактивного загрязнения;

При организации радиационной разведки необходимо учитывать обстановку, которая может сложиться в районах проведения работ при изменении внешних условий (направление ветра и т.д.) или в случае повторного радиоактивного загрязнения. Для наблюдения за радиационной обстановкой в районах расположения ПСФ, а также на объектах проведения работ создаются посты радиационного наблюдения, основными задачами которых являются:

- своевременное обнаружение радиоактивного загрязнения и подача сигналов оповещения;

- определение направления движения облака радиоактивного вещества;

- разведка участков, загрязненных радиоактивными веществами в районе поста, а также метеорологическое наблюдение.

Пост радиационного наблюдения состоит, как правило, из трех человек. Он оснащается измерителями дозы излучения ДП-5 (А, Б, В), ДРГ-01Т и т.д., метеокомплектом, индивидуальными измерителями мощности дозы излучения ИД-11 (ДКП-02 и т. д.), измерителями дозы излучения ИД-1, секундомером, средствами оповещения и связи, журналом для записи параметров радиационной обстановки, комплектом оборудования для взятия проб воздуха.

При пожарах на объектах с наличием РВ возможно:

-возникновение опасных уровней радиации;

-быстрое распространение Раэр. Совместно с продуктами горения по системам приточно-вытяжной вентиляции, конвекционным потокам, через технологические и другие проемы, а также растекание радиоактивных жидкостей и растворов;

-радиоактивных облуч личного состава, загрязнение спецодежды, пожарной техники РВ;

-быстрое распространение огня по горящим полимерным материалам, вентвоздуховодам, фильтрам, отходам механической обработки РВ;

-сильное задымление с наличием радиоактивных и токсичных продуктов горения;

РТП обязан:

-совместно со специалистами объекта и службой дозиметрического контроля установить вид и уровень радиации, допустимое время работы личного состава по тушению пожара, границы радиоактивного заражения и пути его распространения. Приступить к тушению пожаров после получения разрешения руководителя (главного инженера) предприятия на допуск личного состава на объект;

-создать оперативный штаб на пожаре независимо от размеров пожара и количества работающих подразделений, в состав которого включить главных специалистов объекта и службы дозиметрического контроля для оперативного выяснения обстановки и консультации по вопросам пожаротушения;

-выбрать огнетушащие вещества по согласованию и инженерно-техническим персоналом объекта;

-обеспечить тушение открытых технологических установок с наличием РВ и источников ионизирующих излучений с наветренной стороны;

-применять распыленные струи воды для уменьшения зоны распространения РВ;

-по согласованию с администрацией задействовать системы вентиляции и другие средства;

-организовать через администрацию объекта дозиметрический контроль, пункт дезактивации, санитарной обработки и медицинской помощи личному составу;

-выполнять работы с привлечением минимально необходимого количества личного состава, обеспечив их изолирующими противогазами с масками, средствами индивидуального и группового дозиметрического контроля, защитной одеждой;

-создать резерв СиС, звеньев ГДЗС, защитной одежды и приборов индивидуального и группового дозиметрического контроля, который должен находится вне зоны радиоактивного заражения;

-выставить у входа в зону, радиоактивного заражения пост безопасности, возглавляемый лицом среднего и младшего нач. состава.

После пожара РТП обязан:

-организовать санобработку личного состава, работавшего в опасной зоне, и выходной дозиметрический контроля;

провести дезактивацию и дозиметрический контроль противогазов, одежды, обуви, снаряжения пожарной техники.

Действия при тушении пожаров на объектах с наличием взрывчатых веществ

При тушении пожара на объекте с наличием взрыв­чатых веществ РТП совестно с администрацией уточняют местонахождение и количес­тво ВМ, наличие и размер опасной зоны, состояние технологического оборудования и установок пожароту­шения, а также возможность эвакуации ВВ из опасной зоны. Устанавливается единый сигнал с помощью сирены, громкоговорящей установки, сигнальной раке­ты и т.д. для оповещения участников тушения о воз­можном взрыве ВВ.

Для тушения применяют стволы "А" и лафетные с учетом степени чувствительности ВВ к детонации от ударов компактных струй, а также специальную пожарную технику (танки, роботы и т.д.). При спокойном го­рении ВВ для их тушения используют пену и распыленную воду. При разборке конструкций и эвакуации ВВ необходимо соблюдать осторожность, чтобы не вы­звать взрывов от механических воздействий. Следует также заранее предусматривать меры по защите участников тушений и пожарной техники от ударной волны, разлетающихся осколков, обломков строитель­ных конструкций и технологического оборудования, используя для этой цели бронежилеты, обвалования, ка­пониры, тоннели и т.д.

Прокладку рукавных линий следует вести в направ­лении углов зданий и сооружений, используя по воз­можности защитную военную технику. Следует также предусматривать выставление постов со средствами пожаротушения для тушения очагов горения, возника­ющих от разлетающихся во время взрыва горящих ча­стей строительных конструкций, оборудования и материалов На случай повреждения рукавных линий и пожарных автомобилей предусматривают резервный вариант развертывания сил и средств. На месте пожа­ра организуют пункт медицинской помощи участникам тушения, поскольку возможны при этом ушибы, пере­ломы, ожоги и отравления токсичными продуктами го­рения и взрыва.

При пожарах на объектах с наличием ВВ возможно:

-разрушение здания или отдельных его частей, загромождение дорог и подъездов к горящему объекту и водоисточнику, разрушение или повреждение наружных и внутренних водопроводов, стационарных средств тушения, технического оборудования;

-пораженных работающих на пожаре сколками, обломками конструкций и ударной волной, а также ожоги и отравления токсичными продуктами горящими и взрыва;

При тушении РТП обязан:

-установить угрозу взрыва, местонахождение и количество ВВ, а также способы их эвакуации; состояние технического оборудования и установок пожаротушения;

-установить единый сигнал для быстрого оповещения работающих в опасной зоне и известить о нем личный состав;

-вводить в действие стволы «А» и лафетные, учитывая степень чувствительности ВВ к детонации от ударов компактных струй. При спокойном горении ВВ, а также если они находятся в распыленном состоянии, применять пену, распыленную воду;

-одновременно с тушением производить охлаждение технических аппаратов, для которых создается угроза в результате воздействия высоких температур, а при возможности эвакуировать ВВ;

-соблюдать осторожность при эвакуации ВВ, разборке и вскрытии конструкций, чтобы не вызвать взрыв в результате механического воздействия;

-прокладывать рукавные линии в направлении углов зданий и сооружений, использовать по возможности защитную военную технику;

-при горении твердых ВВ в герметичных аппаратах принять меры к их интенсивному охлаждению, разгерметизации и подаче огнетушащих веществ внутрь аппарата;

-предусмотреть резервный вариант развертывания СиС от водоисточников, находящихся вне зоны возможных повреждений;

-предусмотреть защиту личного состава и пожарных машин от поражения взрывной волной, осколками и обломками разлетающихся конструкций, используя различного рода укрытия (обваловку, туннели);

-организовать разведку и наблюдение за окружающими складскими строениями и сооружениями, выставить постовых со средствами тушения для ликвидации новых очагов пожара от разлетающихся во время взрыва горящих частей здания и материалов.

Вещества и материалы, при тушении которых опасно применять воду и другие огнетушащие средства на ее основе

Вещество, материал Степень опасности
Азид свинца Взрывается при увеличении влажности до 30%
Алюминий, магний, цинк, цинковая пыль Ковая пыль При горении разлагают воду на кислород и водород
Битум Подача компактных струй воды ведет к выбросу и усилению горения
Гидриды щелочных и щелочноземельных металлов Реагируют с водой с выделением водоро­да, возможен взрыв
Гидросульфит натрия Самовозгорается и взрывается от дейст­вия воды
Гремучая ртуть Взрывается от удара водяной струи
Железо кремнистое (ферросилиций) Выделяется фосфористый водород, само­воспламеняющийся на воздухе
Калий, кальций, натрий, рубидий, цезий металлические Реагируют с водой с выделением водорода, возможен взрыв
Кальций и натрий (фосфориристые) Реагируют с водой с выделением фосфористого водорода, самовоспламеняющегося на воздухе
Калий и натрий (перекиси) При попадании воды возможен взрывообразный выброс с усилением горения
Карбиды алюминия, бария и Кальция Разлагаются с выделением горючих газов, возможен взрыв
Карбиды щелочных металлов При контакте с водой взрываются
Магний и его сплавы При горении разлагают воду на водород и кислород
Натрий сернистый и гидросернокислый Сильно разогревается (свыше 400 °С), может вызвать возгорание горючих веществ, а также ожог при попадании на кожу, сопровождающийся труднозаживающими язвами
Негашеная известь Реагирует с водой с выделением большого количества тепла
Нитроглицерин Взрывается от удара струи воды
Селитра Подача струн воды в расплав ведет к сильному взрывообразному выбросу и усилению горения
Серный ангидрид При попадании воды возможен взрывообразный выброс
Сесквилхлорид Взаимодействует с водой с образованием взрыва
Силаны Реагируют с водой с выделением водородистого кремния, самовоспламеняющегося на воздухе
Термит, титан и его сплавы, титан четыреххлористый, электрон Реагируют с водой с выделением большого количества теплоты, разлагают воду на кислород водород
Триэтилалюминий и хлорсульфонова кислота Реагируют с водой с образованием взрыва

Вывод: тушение пожаров и проведение АСР в условиях особой опасности для личного состава является одним из наиболее опасным для жизни и здоровья сотрудника ГПС мероприятием.

6300
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...