Тема № 12 Тушение пожаров в сложных условиях

Тушение пожаров в непригодной для дыхания среде

Наличие дыма в горящих и смежных с ними помещениях де­лает невозможным или существенно затрудняет ведение в них боевых действий по тушению пожара, снижает темп работ по его ликвидации, Для предотвращения этого необходимо принимать активные меры по удалению дыма и газов из помещений. Работы по тушению в непригод­ной для дыхания среде следует проводить в средствах индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД).

Для борьбы с дымом следует использовать системы противо­дымной защиты, пожарные автомобили дымоудаления и дымососы, вентиляторы и брезентовые перемычки, а для снижения высокой тем­пературы - пену или распыленные струи воды.

Для ведения работ в непригодной для дыхания среде с исполь­зованием СИЗОД необходимо:

1. сформировывать звенья газодымозащитников каждое из трех - пяти человек, включая командира звена (как правило, из одного караула), имеющих однотипные средства защиты органов дыхания. В исключительных случаях (при проведении неотложных спасательных работ) решением РТП или НБУ состав звена может быть уменьшен до двух человек;

2. назначать в звеньях ГДЗС опытных командиров, проинст­руктировав их о мерах безопасности и режиме работы с учетом особен­ностей объекта, складывающейся обстановки на пожаре и конкретно на данном БУ;

3. определять время работы и отдыха газодымозащтников, ме­сто нахождения звеньев ГДЗС;

4. при работе в условиях низких температур определить место включения в СИЗОД и порядок смены звеньев ГДЗС ;

5. предусмотреть резерв звеньев ГДЗС;

6. при получении сообщения о происшествии в звене ГДЗС (или прекращении с ним связи) немедленно выслать резервное звено (звенья) ГДЗС для оказания помощи, вызвать скорую медицинскую помощь и организовать поиск пострадавших;

7. при сложных длительных пожарах, на которых используется несколько звеньев ГДЗС, организовать КПП, определить необходимое количество постов безопасности, места их размещения и порядок орга­низации связи с оперативным штабом и РТП.

В тоннели метро, подземные сооружения большой протяжен­ности (площади) и в зданиях высотой более девяти этажей необходимо направлять одновременно не менее двух звеньев. При этом на посту безопасности следует выставлять одно звено ГДЗС в полной боевой готовности для оказания экстренной помощи личному составу звена ГДЗС, находящемуся в непригодной для дыхания среде.

Тушение пожаров при недостатке воды. Организация подачи воды на пожар в перекачку, подвозом и гидроэлеваторными системами.

Подача воды в перекачку. Когда вблизи места пожара нет запаса воды, то тушение организуется подвозом воды пожарными и хозяйственными автоцистернами или подачей воды к месту пожара в перекачку. В этом случае успех в боевом развертывании, сосредоточении сил и средств для тушения пожара во многом зависит не только от четких оперативных действий пожарных подразделений, но и от организаторских и тактических способностей командиров и в первую очередь НТ, который, оценив обстановку, должен организовать работу тыла. Как показывают практика и проведенные эксперименты, перекачивать воду можно на любые расстояния по любой пересеченной местности. Все зависит от технических и тактических возможностей подразделений. Однако не любое расстояние может быть целесообразным для организации подачи воды в перекачку. Исходя из основной задачи подразделений на пожаре, предельное расстояние, км (такое, на котором боевое развертывание с подачей воды вперекачку обеспечивается в минимально короткие сроки, когда к моменту подачи огнетушащего средства пожар не достигает стадии интенсивного развития), для различных гарнизонов различно.

Для крупных гарнизонов — 5.

Для гарнизонов с одним рукавным

автомобилем — 2.

Для гарнизонов с двумя рукавными

автомобилями — 3.

Естественно, что по двум рукавным линиям предельное расстояние подачи воды в перекачку сокращается. Перекачку рекомендуется организовывать, если расстояние от водоисточника до пожара составляет не более 2 км, если же более, то воду подвозят автоцистернами. Перекачка воды может осуществляться различными способами. Однако во всех случаях выбирается тот, который в конкретных условиях является наиболее выгодным.

Перекачка воды из насоса в насос. При этом перекачка осуществляется параллельно или последовательно. Условиями перекачки являются: установка на водоисточник наибольшего по подаче и мощности насоса; поддержание напора не менее 10 м у всасывающего патрубка последующего насоса для предотвращения сплющивания рукавов; четкая синхронность в работе всех насосов и взаимодействие между водителями пожарных автомобилей; наличие связи между автомобилями и постами контроля за состоянием и работой рукавных систем; поддержание напора на насосах в пределах 90 м, обеспечивающего наиболее длительный и устойчивый режим работы насосов. Перекачка воды с использованием автоцистерны как промежуточной емкости. При этом осуществляется последовательная или параллельная подача воды от основного насоса на излив в емкость пожарной автоцистерны.

Условия перекачки те же, что и для способа из насоса в насос, но при этом исключается необходимость остаточного напора у всасывающего патрубка последующего насоса, так как вода поступает на излив в емкость цистерны. Однако для контроля за поступлением воды в цистерну и ее уровня необходимо назначать пожарных и в расчетах предельного расстояния между машинами следует учитывать высоту цистерн, равную 2,5 м. Перекачка воды от насоса через промежуточную емкость осуществляется подачей воды по одной или двум магистральным линиям от насоса в промежуточную емкость. Этот способ перекачки является разновидностью предыдущего, и условия перекачки остаются теми же. Однако при определении расстояния между автомобилями не требуется учитыватьни подпор, ни высоту цистерны, не нужно назначать бойцов для контроля за поступлением воды, так как этот контроль осуществляет сам водитель пожарного автомобиля.

Перекачка воды комбинированными способами может быть применена при наличии на месте пожара разных автомобилей (автонасосы, автоцистерны, мотопомпы). В этом случае расчет сил и средств аналогичен расчету основных способов перекачки. При организации перекачки главным является определение расстояния от основного пожарного автомобиля до пожара и между насосами или автоцистернами перекачки.

Схема подачи воды в перекачку на тушение пожара из насоса в насос

Схема перекачки воды на пожаре из насоса в промежуточную емкость:

Как напор у головного насоса, так и количество рукавов между насосами при перекачке можно определить по таблицам или экспонометру. Некоторые рекомендации по перекачке воды:

Выдерживание расстояния между автомобилями с учетом превышений геодезических отметок. Отсутствие расчета может привести к перегрузкам отдельных машин и срыву работы всей системы перекачки;

бесперебойная связь РТП или НТ с подразделениями и пожарными автомобилями, что обеспечивает оперативное руководство их работой и

надежность перекачки; прокладка рукавных линий при помощи рукавных автомобилей и других способов, способствующих ускорению боевого развертывания; осуществление перекачки по двум магистральным линиям при больших расходах воды и ограниченном количестве пожарных машин. По участкам магистральной линии выставлять контрольные посты с резервом рукавов (один рукав на 100 м) для быстрой Замены вышедших из строя рукавов; зависимость успешного тушения пожаров с перекачкой воды от количества основных пожарных автомобилей, надежной связи и высокой боевой готовности подразделений пожарной охраны. Для сокращения ступеней перекачки необходимо применять передвижные насосные станции.

Организация подвоза воды на пожаре. Кроме перекачки, когда вблизи

места пожара нет запаса воды, часто в практике пожаротушения организуют подвоз ее с удаленных водоисточников пожарными и хозяйственными автоцистернами. Количество автоцистерн определяется по формуле. Подвоз воды автоцистернами организуется таким путем, чтобы работа стволов не нарушалась, т. е. подвоз воды должен быть бесперебойным. Следует иметь в виду, что у водоисточников необходимо в обязательном порядке создавать пункт заправки автоцистерн водой. Заправка может производиться самостоятельно (что крайне нежелательно, так как затрачивается на это много времени и соответственно увеличивается потребность в автоцистернах), от гидранта через пожарную колонку, от пожарного автомобиля (автонасоса, автоцистерны, мотопомпы), установленного на водоисточник, и от пожарных кранов. Подача воды при наличии водоисточников с неудовлетворительными подъездами к ним. Такими водоисточниками считаются: естественные и искусственные водоисточники с крутыми спусками к ним;

водоисточники (в большинстве естественные) с заболоченными прибрежными полосами;

естественные и искусственные водоисточники при отсутствии подъезда к ним из-за снежных заносов, препятствий и других причин;

водоисточники с большой высотой забора;

водоисточники с мелким дном у берегов и др.

На естественных водохранилищах с крутыми берегами, если уровень

воды отвечает высоте всасывания, с мелким дном у берегов и с неудовлетворительными подъездами устраиваются пирсы

Схема использования автоцистерн при подвозе воды на пожаре.

Для забора воды из мелководных речек, ручьев, канав, прудов и т. п. на дне водоема устраивают углубления для всасывающей сетки. Во избежание засорения насоса в углубление опускают кирпичи, камни или корзины. Для того чтобы иметь запас воды, делают временные запруды. Когда мягкость грунта у берегов водоисточников не позволяет установить пожарные автомобили, то подачу воды производят мотопомпами. Однако на пожаре мотопомпы бывают не всегда, поэтому при плохих подъездах к водоисточникам, а также мелководных и при высоких водозаборах на практике часто подачу воды производят автоцистернами при помощи гидроэлеваторов. Гидроэлеваторные системы могут быть применены для подачи воды с уровня до 15 — 20 м или на расстоянии до 100 м. Для запуска и нормальной работы систем, особенно многоэлеваторных, с подачей нескольких стволов Б большое значение имеет диаметр трубопровода, соединяющего насос с цистерной. Пропускная способность трубопроводов на современных автомобилях составляет 20 л/с, а ранее выпускаемых — 10 — 15 л/с. Поэтому подачу воды чаще всего производят из емкости цистерны при помощи всасывающих рукавов, минуя трубопровод. Перед запуском гидроэлеваторных систем нужно определить количество воды, необходимое для заливки рукавов гидроэлеваторного кольца. При этом следует иметь в виду, что вместимость одного выкидного рукава длиной 20 м составляет: диаметром 51мм — 40л, 66 мм — 70л, 77мм—90л.

При работе одного Г-600 можно подать один ствол А или два Б, увеличить число Г-600 более двух от одного автомобиля нецелесообразно.

Работа пожарных подразделений в условиях низких температур.

Не менее важной особенностью работы тыла является обеспечение

боевых действий в условиях низких температур. Работа пожарных подразделений в условиях низких температур характерна следующими особенностями:

-снижением скорости движения пожарных автомобилей из-за снежных

-заносов, гололеда, плохой видимости;

-заносом снегом водоисточников и подъездов к ним;

-замерзанием воды в водоемах и стояках пожарных гидрантов;

-снижением работоспособности личного состава подразделений;

-трудностью прокладки рукавных линий;

-возможностью замерзания воды в пожарных рукавах, разветвлениях и стволах, радиаторах автомобилей;

трудностью работы на высотах и с пожарными лестницами и т. п.

Учитывая эти особенности, начальник тыла должен обеспечить ряд мероприятий, способствующих успеху выполнения боевой задачи. Он должен организовать прокладку резервных рукавных линий, утепление соединительных головок и разветвлений. Не допускать перекрытие стволов и прекращение работы насосов при подаче воды, стремиться меньше устанавливать разветвлений и подавать стволы с насадком большего диаметра. При тушении пожаров в условиях низких температур (-10 С и ниже) необходимо :

1. применять на открытых пожарах и при достаточном количестве воды пожарные стволы с большим расходом, ограничивать использование перекрывных стволов и стволов-распылителей;

2. принимать меры к предотвращению образования наледей на путях эвакуации людей и движения личного состава;

3. прокладывать линии из прорезиненного и латексных рукавов больших диаметров, рукавные разветвления по возможности устанавливать внутри зданий, а при наружной установке утеплять их:

4. защищать соединительные головки рукавных линий подручными средствами, в том числе снегом;

5. при подаче воды из водоемов или пожарных гидрантов сначала подать воду из насоса в свободный патрубок и только при устойчивой работе насоса подать воду в рукавную линию;

6. прокладывать сухие резервные рукавные линии;

7. в случае уменьшения расходов воды подогревать ее в насосе, увеличивая число оборотов двигателя;

8. избегать перекрытия пожарных стволов и рукавных разветвлений, не допускать выключения насосов;

9. при замене и уборке пожарных рукавов, наращивании линяй подачу воды не прекращать, а указанные работы проводить со стороны ствола, уменьшив напор;

10. определять места заправки горячей воды и, при необходимости, заправить ею цистерны; 11. замерзшие соединительные головки, рукам в местах перегибов и соединений отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами (замерзшие соединительные головки, разветвления и стволы в отдельных случаях допускается отогревать паяльными дампами и факелами);

12. подготавливать места для обогрева участников тушения и спасаемых и сосредоточивать в этих местах резерв боевой одежды для личного состава;

13. избегать крепления на пожарных лестницах и в вблизи них рукавных линий, не допускать обливания лестниц водой;

14. не допускать излишнего пролива воды по лестничным клеткам, . При тушении пожара в условиях сильного ветра необходимо:

I. производить тушение мощными струями;

1 создавать резерв сил и средств для тушения новых очагов пожара;

З. организовывать наблюдение за состоянием и защиту объектов, расположенных с подветренной стороны, путем выставления постов и направления дозоров, обеспеченных необходимыми средствами;

4. особо угрожающих случаях создавать на основных путях распространения огня противопожарные разрывы вплоть до разборки отдельных сгораемых строений и сооружений;

5. предусмотреть возможность активного маневра (передислокации, отступления и др.) силами и средствами в случае внезапного изменения обстановки, в том числе направления ветра

Вывод

- Для борьбы с дымом следует использовать системы противо­дымной защиты, пожарные автомобили дымоудаления и дымососы, вентиляторы и брезентовые перемычки, а для снижения высокой тем­пературы - пену или распыленные струи воды.

- Отсутствие расчета может привести к перегрузкам отдельных машин и срыву работы всей системы перекачки бесперебойная связь РТП или НТ с подразделениями и пожарными автомобилями, что обеспечивает оперативное руководство их работой и надежность перекачки;прокладка рукавных линий при помощи рукавных автомобилей и других способов, способствующих ускорению боевого развертывания; осуществление перекачки по двум магистральным линиям при больших расходах воды и ограниченном количестве пожарных машин.

- Эти особенности, начальник тыла должен обеспечить ряд мероприятий, способствующих успеху выполнения боевой задачи. Он должен организовать прокладку резервных рукавных линий, утеплеие соединительных головок и разветвлений.

Скачать документ:
29715
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...