Классификация чрезвычайных ситуаций
Классификация чрезвычайных ситуаций.
Аварии, катастрофы, стихийные бедствия – источники чрезвычайных ситуаций.
Ежегодно в России, других странах на отдельных территориях (объектах) складывается обстановка, характеризующаяся человеческими жертвами, нанесением ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительными материальными потерями и нарушением условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»Чрезвычайная ситуация — это обстановка, сложившаяся на определенной территории или акватории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. А территорию, на которой возникла чрезвычайная ситуация – зоной чрезвычайной ситуации.
В зоне чрезвычайной ситуации возможно возникновение очагов поражения. Очаг поражения – это ограниченная территория в пределах зоны ЧС, в рамках которой в результате непосредственного воздействия поражающих факторов произошли массовая гибель и поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, разрушены и повреждены здания и сооружения, а также нанесен ущерб окружающей природной среде.
Чрезвычайные ситуации оказывают существенно неблагоприятное влияние на жизнь и здоровье населения России. Так, в Российской Федерации только в
Причинами возникновения (источниками) чрезвычайных ситуаций являются аварии, катастрофы, опасные природные явления, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а в военное время, кроме того - применение противником современных средств поражения.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) — совокупность первоочерёдных работ в зоне чрезвычайной ситуации, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы проводятся аварийно-спасательными службами с целью:
спасения людей и оказания помощи пострадавшим,
локализации аварий и устранения повреждений, препятствующих проведению спасательных работ,
создания условий для последующего проведения восстановительных работ.
- Тактика поисково-спасательных работ
Тактикой поисково-спасательных работ называется совокупность всех мероприятий, направленных на организацию и проведение этих работ( поисково спасательных). Тактическая схема (план) проведения ПСР должна отвечать следующим основным задачам, стоящим перед спасателями:
- получение информации о ЧС, ее анализ, уточнение задачи, принятие решения о проведении ПСР;
- оповещение спасателей;
- расчет численности и состава участников ПСР, постановка общей и конкретной задач, выбор способа передвижения к месту работы;
- расчет времени, номенклатуры и объема снаряжения, средств жизнеобеспечения, требуемых для проведения ПСР;- оперативное выдвижение головной группы к месту проведения поисково-спасательных работ;
- решение вопросов жизнеобеспечения участников ПСР, создание безопасных условий труда, установка базового лагеря;
- организация связи, сбор информации, оценка обстановки, уточнение задач;
- разработка тактической схемы проведения ПСР, в том числе технологического плана.
Авария – это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также наносящее ущерб здоровью людей и окружающей природной среде.
Крупная авария, как правило, с человеческими жертвами, называется катастрофой.
Опасность производственной деятельности для населения и окружающей природной среды определяется наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества химически, радиационно-, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий. Их в России насчитывается около 100 тысяч. Серьезной проблемой обеспечения безопасной эксплуатации таких потенциально опасных производств и технологий является высокая степень износа оборудования и других механизмов машин на этих производствах.
Наибольшую опасность для населения представляют химически- и радиационноопасные объекты, а также взрыво-, пожароопасные объекты промышленности.
Площадь территории России, на которой расположены химически опасные объекты, составляет около 300 тыс. км2, а проживают на ней около 60 млн. человек.
В России только в 30-ти километровой зоне девяти атомных электростанций (АЭС) проживает около 1 миллиона человек; площадь территории, которая может быть подвержена радиоактивному загрязнению, составляет свыше 80 тыс. км2. При этом практически все действующие АЭС России расположены в густо населенной европейской части страны.
Под химической аварией понимается нарушение технологических процессов на производстве, повреждение трубопроводов, емкостей, хранилищ, транспортных средств при осуществлении перевозок и т.п., приводящие к выбросу опасных химических веществ (ОХВ) в атмосферу в количествах, представляющих опасность местного поражения людей и животных. Химически опасными объектами являются: химические, целлюлозно-бумажные и нефтеперерабатывающие комбинаты, заводы минеральных удобрений, черной и цветной металлургии, а также хладокомбинаты, пивзаводы, кондитерские фабрики, овощебазы, водопроводные станции. Каждый из этих объектов имеет запас хлора и аммиака в несколько сотен тонн. Первая крупная химическая авария с выбросом хлора на химическом предприятии произошла в
Последствия аварий на химически опасных объектах характеризуются масштабом (количеством ОХВ, выброшенного в атмосферу, на местность, и его пространственно-временным распределением), продолжительностью и степенью опасности химического заражения.
При аварии на химически опасном объекте возможны химическое заражение местности, воздуха, а за пределами объекта – заражение окружающей среды. Наиболее вероятны отравления людей хлором и аммиаком. Кроме того, эти аварии могут сопровождаться пожарами, взрывами.
Радиационная авария – нарушение пределов эксплуатации ядерно-энергетической установки, оборудования или устройства, при которых произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующего излучения за предусмотренные проектом пределы их безопасной эксплуатации, приводящий к облучению населения и загрязнению окружающей среды. Радиоактивные излучения не имеют запаха, цвета или других внешних признаков. Их обнаружение возможно лишь с помощью специальных приборов. Радиоактивное заражение вызывается воздействием альфа-, бета- и гамма ионизирующих излучений и обуславливается выделением при аварии непрореагированных элементов и продуктов деления ядерной реакции (радиоактивный шлак, пыль, осколки ядерного продукта в источнике аварии), а также образованием различных радиоактивных материалов и предметов (в частности грунта) в результате их облучения (наведенная активность).
Человек, находящийся на загрязненной территории, подвергается:
-внешнему облучению из проходящего радиоактивного облака и радиоактивных веществ, осевших на местность;
-контактному облучению кожных покровов при попадании на них радиоактивных веществ;
-внутреннему облучению за счет вдыхания загрязненного воздуха и при употреблении загрязненных продуктов питания и воды.
В ряде случаев аварии сопровождаются взрывами и пожарами.
Взрыв – освобождение большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени.
Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением ценностей и создающий опасность для жизни людей.
Взрыв приводит к образованию и распространению со сверхзвуковой скоростью взрывной ударной волны, оказывающей механическое воздействие (давление, разрушение) на окружающие тела. В результате взрыва разрушаются и деформируются сооружения и оборудование, возникают пожары, выходят из строя коммунально-энергетические системы, люди из числа обслуживающего персонала получают ранения, а иногда и гибнут.
Скопление взрывоопасных газов в замкнутом пространстве при несоблюдении норм безопасности часто приводит к взрыву и последующему пожару с катастрофическими последствиями.
Наряду с авариями и катастрофами, являющимися источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в России велика вероятность опасных природных явлений и процессов, которые порождены силами природы или совместно ими и деятельностью людей. Это опасные природные явления, в первую очередь, стихийные бедствия.
Стихийные бедствия - это опасные природные явления, являющиеся источниками чрезвычайных ситуаций природного характера. К стихийным бедствиям, наиболее часто встречающимся в России, относятся землетрясения, наводнения, смерчи, ураганы, тайфуны, сели, снежные лавины, лесные пожары.
Землетрясение – это подземные колебания и толчки в результате сейсмических волн и подвижек определенных участков земной коры. Проявление: колебание земли, образование трещин, обвалы, оползни, сели и т.д. Землетрясения занимают первое место в ряду стихийных бедствий по человеческим жертвам и ущербу.
При землетрясении в г. Нефтегорске Сахалинской области (
Основные опасности для жизни и здоровья людей при землетрясении создаются:
в результате разрушения (обрушения) строительных конструкций зданий и сооружений;
при разрушениях на потенциально-опасных объектах, нефтепродукто- и газопроводах;
при разломах земной коры;
при образовании завалов;
при разрушении систем жизнеобеспечения.
Наводнение – это затопление водой местности в результате ливней, продолжительных дождей (снегопадов), бурного таяния снегов, ветрового нагона воды на морское побережье и пр., причиняющее материальный ущерб, наносящее урон здоровью населения или приводящее к гибели людей.
Совместное воздействие волн, ветра, ливневых осадков вызывает значительный размыв побережья, что приводит к разрушению зданий и сооружений, размыву железнодорожных и автомобильных дорог, авариям на коммунально-энергетических сетях, уничтожению посевов и другой растительности, жертвами среди населения и гибели животных.
После спада воды проседают здания и земля, начинаются оползни и обвалы.
К наводнению могут привести заторы и зажоры на реках.
Заторы образуются во время ледохода. Они вызывают подъем уровня воды выше места скопления льда.
Зажоры – скопление внутриводного и донного льда в русле реки.
Они держатся долго и причиняют большой материальный ущерб.
Ураганы, смерчи, тайфуны относятся к ветровым метеорологическим явлениям. Ураган – ветер постоянного направления, скоростью выше 35 м/сек. Смерч – воронкообразный вихрь. Диаметр воронки – от нескольких метров до двух километров. Вращательная скорость (против часовой стрелки) до 100 м/сек. Скорость перемещения 35 – 60 км/час. Время существования смерча от нескольких минут до нескольких часов, ураганов – до нескольких десятков суток.
Смерчи и ураганы обрывают провода, срывают крыши, опрокидывают деревья, телефонные столбы, опустошают поля, разрушают дороги, мосты, верхние этажи зданий. Во время смерча люди получают травмы в основном от ударов летящих предметов, реже – под обломками строений, еще реже - будучи брошенными потоками ветра. Смерчи, ураганы, как правило, сопровождаются ливневыми дождями, ведущими к затоплению низменностей и смыванию с полей вместе с урожаем плодородного слоя почвы.
Тайфун – ураган огромной разрушительной силы, образующийся в океане и сопровождающийся ливневыми дождями. Тайфуны разрушают портовые сооружения, приморские населенные пункты, уничтожают суда в море и портах.
Сель – стремительный русловой поток, состоящий из смеси воды, земли и обломков горных пород, внезапно возникающий в бассейнах горных рек. Характеризуется резким подъемом уровня воды, кратковременностью действия и значительным разрушительным эффектом.
Снежная лавина – низвергающаяся со склонов гор под воздействием силы тяжести снежная масса.
Основную угрозу селевые потоки и снежные лавины представляют для небольших населенных пунктов, расположенных в зоне конуса выноса их потоков. Поражающие действия селевых потоков и снежных лавин проявляются в виде непосредственного ударного воздействия их на человека и преграды (здания, сооружения, системы жизнеобеспечения).
В июле
Массовые пожары в лесах и на торфяниках возникают в жаркую и засушливую погоду от ударов молний, неосторожного обращения с огнем, очистки поверхности земли выжигом сухой травы и других причин. Наиболее часто в лесных массивах возникают низовые пожары, при которых выгорают лесная подстилка, подрост и подлесок, травянисто - кустарниковый покров, валежник, корневища деревьев и т.д. В засушливый период при ветре могут возникать верховые пожары, когда огонь распространяется также и по кронам деревьев, преимущественно хвойных пород. Скорость распространения низового пожара до
При горении торфа и корней растений могут возникнуть подземные пожары, распространяющиеся в разные стороны. Торф имеет свойство самовозгораться и гореть без доступа воздуха и даже под водой. Над горящими торфяниками возможно образование «столбчатых завихрений» горячей золы и горящей торфяной пыли, которые при сильном ветре могут переноситься на большие расстояния и вызывать новые загорания.
Пожары могут вызвать возгорание зданий в населенных пунктах, деревянных мостов, линий электропередачи и связи на деревянных столбах, складов нефтепродуктов и других сгораемых материалов, а также поражение людей и животных.
Кроме аварий, катастроф и опасных природных явлений в России имеют место отдельные эпидемические вспышки, которые характеризуются одновременным возникновением у людей на определенной территории инфекционных заболеваний, связанных с общим источником инфекции или путями ее передачи.
РСЧС
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)предназначена для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, обеспечения в мирное время защиты населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов, организаций (в том числе частных), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи РСЧС
-сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
-подготовка населения к действиям при ЧС;
-осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
-ликвидация ЧС;
-осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС,
-проведение гуманитарных акций;
-реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
-международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС
Организационная структура РСЧС
Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
-федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
-межрегиональный, территорию нескольких субъектов РФ;
-региональный, территорию субъекта РФ;
-муниципальный, территорию муниципального образования;
-объектовый, территорию объекта производственного или социального назначения.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ в пределах их территорий и состоят из звеньев соответствующих административно-территориальному делению. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.
Органы управления системы РСЧС
1.Координирующие органы:
-на федеральном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;
-на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
-на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
-на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
2.Органы повседневного управления:
-на федеральном уровне — Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС);
-на межрегиональном уровне — Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России;
-на региональном уровне — Центры управления в кризисных ситуациях Главных управлений МЧС России;
-на муниципальном уровне — Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (ЕДДС МО);
-на объектовом уровне — дежурно-диспетчерские службы предприятий.
3. Постоянно действующие органы:
-на федеральном уровне —МЧС России;
-на межрегиональном уровне — региональные центры МЧС России;
-на региональном уровне — Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;
-на муниципальном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
-на объектовом уровне — структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Региональный состав РСЧС
Центральный (Москва)
Северо-Западный (Санкт-Петербург)
Южный (Ростов-на-Дону)
Северо-Кавказский (Пятигорск)
Уральский (Екатеринбург)
Приволжский (Нижний Новгород)
Сибирский (Новосибирск)
Дальневосточный (Хабаровск)
Крымский (Симферополь)
Классификация чрезвычайных ситуаций
Для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций и правильного реагирования на них Правительством Российской Федерации разработана классификация чрезвычайных ситуаций, изложенная в соответствующем постановлении. Согласно ему, по масштабу распространению и тяжести последствий чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
Локальная - эта такая ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не боле 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на возникновения чрезвычайной ситуации и зона ее не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.
К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн. , но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.
К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.
К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.
Профессионально важные качества спасателя
Как уже отмечалось, спасатели, прибывшие на место катастрофы, не застрахованы от различных психических отклонений. Это может существенно снизить темпы и качество поисково-спасательных работ.
Средствами, позволяющими подготовить спасателя к действиям в экстремальной обстановке, являются профессиональный психологический отбор, практическое обучение в ситуации, приближенной к реальной, изучение факторов психогенного воздействия ЧС и реакции человека на них, освоение спасателями навыков аутогенной тренировки.
Для профессионального психологического отбора применяются специальные тесты, которые позволяют оценить психологическую предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности, выявить наличие у него необходимых профессионально важных качеств (ПВХ).
К психологическим профессионально важным качествам спасателей предъявляются следующие основные требования:
- высокая нервно-психическая устойчивость;
- высокий уровень самоконтроля;
- высокая активность;
- хороший интеллект;
- невысокий уровень тревожности.
Для руководителей всех уровней важно, кроме того, обладать хорошими организаторскими способностями.
Также психологические ПВК спасателей: как уровень демонстративности, стремление к позерству, эгоцентризм, желание привлечь к себе внимание не должны превышать среднестатистической нормы. Лица с сильным развитием этой группы личностных черт могут послужить причиной дезорганизации совместной деятельности спасателей в экстремальных условиях;кроме того, уровень беспокойства за свое здоровье должен быть достаточно низким, в противном случае спасатель не сможет эффективно действовать в обстановке, угрожающей опасностью;наряду с этим уровень социальной ориентации личности, приоритетность для человека социальных, групповых норм и ценностей должны быть весьма высокими.
Существует также ряд других психологических ПВК, к которым предъявляются не менее жесткие требования, но содержание которых не всегда интересно для неспециалиста.
Психологические качества личности спасателя не являются чем-то застывшим. Учебные занятия и тренировки, внутригрупповое взаимодействие, самостоятельные упражнения и приемы аутогенного психокоррекционного воздействия способны существенно изменить и развить те или иные личностные психологические черты. Кроме того, владение спасателями навыками саморегуляции позволит в экстремальных условиях быстро преодолевать утомление, в значительной степени восстанавливать работоспособность.
Повысить эмоциональную устойчивость спасателя к таким психотравмирующим факторам ЧС, как вид обезображенных живых и погибших людей, крики и стоны и т. п. позволяют тренировки на полигонах, где применяются специальные муляжи, звуковое сопровождение. Такими достаточно дорогими и «жестокими» способами обучения не следует пренебрегать, т.к. в реальной обстановке обученный спасатель не потеряет несколько часов на психологическую адаптацию к экстремальным условиям.
Детальные сведения о ПВК, их влиянии на работоспособность спасателей, а также вопросы совершенствования психологической устойчивости спасателей к стрессовому воздействию психогенных факторов ЧС, излагаются в учебном предмете «Психологическая подготовка».
Ответственность спасателей.
Юридическая ответственность.
Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» устанавливает также ответственность спасателей за неисполнение своих обязанностей, умышленное причинение вреда здоровью спасаемых граждан при проведении аварийно-спасательных работ, нанесение ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям.
Спасатели-военнослужащие на основании Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации несут ответственность, установленную для гражданских спасателей Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» с учетом особенностей своего правового положения.
Дисциплинарную ответственность спасатели-военнослужащие несут за проступки, связанные с нарушениями воинской дисциплины, норм морали и воинской чести на основании и в порядке, установленных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Административную ответственность спасатели-военнослужащие несут на общих основаниях в соответствии с законодательством об административных нарушениях. Однако к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, исправительных работ, административного ареста и другие административные взыскания, установленные законодательством Российской Федерации.
Гражданско-правовую ответственность спасатели-военнослужащие несут за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных законодательством обязательств, за причинение умышленного ущерба государству, физическим и юридическим лицам в процессе ликвидации ЧС.
Материальную ответственность спасатели-военнослужащие несут за материальный ущерб, умышленно причиненный государству, в соответствии с Положением о материальной ответственности военнослужащих.
Уголовную ответственность спасатели – военнослужащие несут за совершенные преступления в соответствии с законодательством Российской Федерации. За преступления против установленного порядка несения военной службы они несут ответственность по закону «Об уголовной ответственности военнослужащих».