Классификация чрезвычайных ситуаций

Классификация чрезвычайных ситуаций.

Аварии, катастрофы, стихийные бедствия – источники чрезвычайных ситуаций.

Ежегодно в России, других странах на отдельных территориях (объектах) складывается обстановка, характеризующаяся человеческими жертвами, нанесением ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительными материальными потерями и нарушением условий жизнедеятельности людей.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»Чрезвычайная ситуация — это обстановка, сложившаяся на определенной территории или акватории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. А территорию, на которой возникла чрезвычайная ситуация – зоной чрезвычайной ситуации.

В зоне чрезвычайной ситуации возможно возникновение очагов поражения. Очаг поражения – это ограниченная территория в пределах зоны ЧС, в рамках которой в результате непосредственного воздействия поражающих факторов произошли массовая гибель и поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, разрушены и повреждены здания и сооружения, а также нанесен ущерб окружающей природной среде.

Чрезвычайные ситуации оказывают существенно неблагоприятное влияние на жизнь и здоровье населения России. Так, в Российской Федерации только в 1999 г. произошло 1600 чрезвычайных ситуаций, в которых пострадали свыше 10 тыс. человек, 1621 из них погибли. Материальный ущерб составил 5,7 млрд. руб.

Причинами возникновения (источниками) чрезвычайных ситуаций являются аварии, катастрофы, опасные природные явления, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а в военное время, кроме того - применение противником современных средств поражения.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) — совокупность первоочерёдных работ в зоне чрезвычайной ситуации, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы проводятся аварийно-спасательными службами с целью:

спасения людей и оказания помощи пострадавшим,

локализации аварий и устранения повреждений, препятствующих проведению спасательных работ,

создания условий для последующего проведения восстановительных работ.

  • Тактика поисково-спасательных работ

Тактикой поисково-спасательных работ называется совокупность всех мероприятий, направленных на организацию и проведение этих работ( поисково спасательных). Тактическая схема (план) проведения ПСР должна отвечать следующим основным задачам, стоящим перед спасателями:
- получение информации о ЧС, ее анализ, уточнение задачи, принятие решения о проведении ПСР;
- оповещение спасателей;
- расчет численности и состава участников ПСР, постановка общей и конкретной задач, выбор способа передвижения к месту работы;
- расчет времени, номенклатуры и объема снаряжения, средств жизнеобеспечения, требуемых для проведения ПСР;- оперативное выдвижение головной группы к месту проведения поисково-спасательных работ;
- решение вопросов жизнеобеспечения участников ПСР, создание безопасных условий труда, установка базового лагеря;
- организация связи, сбор информации, оценка обстановки, уточнение задач;
- разработка тактической схемы проведения ПСР, в том числе технологического плана.

Авария – это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также наносящее ущерб здоровью людей и окружающей природной среде.

Крупная авария, как правило, с человеческими жертвами, называется катастрофой.

Опасность производственной деятельности для населения и окружающей природной среды определяется наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества химически, радиационно-, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий. Их в России насчитывается около 100 тысяч. Серьезной проблемой обеспечения безопасной эксплуатации таких потенциально опасных производств и технологий является высокая степень износа оборудования и других механизмов машин на этих производствах.

Наибольшую опасность для населения представляют химически- и радиационноопасные объекты, а также взрыво-, пожароопасные объекты промышленности.

Площадь территории России, на которой расположены химически опасные объекты, составляет около 300 тыс. км2, а проживают на ней около 60 млн. человек.

В России только в 30-ти километровой зоне девяти атомных электростанций (АЭС) проживает около 1 миллиона человек; площадь территории, которая может быть подвержена радиоактивному загрязнению, составляет свыше 80 тыс. км2. При этом практически все действующие АЭС России расположены в густо населенной европейской части страны.

Под химической аварией понимается нарушение технологических процессов на производстве, повреждение трубопроводов, емкостей, хранилищ, транспортных средств при осуществлении перевозок и т.п., приводящие к выбросу опасных химических веществ (ОХВ) в атмосферу в количествах, представляющих опасность местного поражения людей и животных. Химически опасными объектами являются: химические, целлюлозно-бумажные и нефтеперерабатывающие комбинаты, заводы минеральных удобрений, черной и цветной металлургии, а также хладокомбинаты, пивзаводы, кондитерские фабрики, овощебазы, водопроводные станции. Каждый из этих объектов имеет запас хлора и аммиака в несколько сотен тонн. Первая крупная химическая авария с выбросом хлора на химическом предприятии произошла в 1917 г. в американском городе Уайндотте. Тогда погиб 1 человек. Самая крупная авария (г.Бхопал, Индия, 1984 г.) унесла свыше 3000 жизней.

Последствия аварий на химически опасных объектах характеризуются масштабом (количеством ОХВ, выброшенного в атмосферу, на местность, и его пространственно-временным распределением), продолжительностью и степенью опасности химического заражения.

При аварии на химически опасном объекте возможны химическое заражение местности, воздуха, а за пределами объекта – заражение окружающей среды. Наиболее вероятны отравления людей хлором и аммиаком. Кроме того, эти аварии могут сопровождаться пожарами, взрывами.

Радиационная авария – нарушение пределов эксплуатации ядерно-энергетической установки, оборудования или устройства, при которых произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующего излучения за предусмотренные проектом пределы их безопасной эксплуатации, приводящий к облучению населения и загрязнению окружающей среды. Радиоактивные излучения не имеют запаха, цвета или других внешних признаков. Их обнаружение возможно лишь с помощью специальных приборов. Радиоактивное заражение вызывается воздействием альфа-, бета- и гамма ионизирующих излучений и обуславливается выделением при аварии непрореагированных элементов и продуктов деления ядерной реакции (радиоактивный шлак, пыль, осколки ядерного продукта в источнике аварии), а также образованием различных радиоактивных материалов и предметов (в частности грунта) в результате их облучения (наведенная активность).

Человек, находящийся на загрязненной территории, подвергается:

-внешнему облучению из проходящего радиоактивного облака и радиоактивных веществ, осевших на местность;

-контактному облучению кожных покровов при попадании на них радиоактивных веществ;

-внутреннему облучению за счет вдыхания загрязненного воздуха и при употреблении загрязненных продуктов питания и воды.

В ряде случаев аварии сопровождаются взрывами и пожарами.

Взрыв – освобождение большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени.

Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением ценностей и создающий опасность для жизни людей.

Взрыв приводит к образованию и распространению со сверхзвуковой скоростью взрывной ударной волны, оказывающей механическое воздействие (давление, разрушение) на окружающие тела. В результате взрыва разрушаются и деформируются сооружения и оборудование, возникают пожары, выходят из строя коммунально-энергетические системы, люди из числа обслуживающего персонала получают ранения, а иногда и гибнут.

Скопление взрывоопасных газов в замкнутом пространстве при несоблюдении норм безопасности часто приводит к взрыву и последующему пожару с катастрофическими последствиями.

Наряду с авариями и катастрофами, являющимися источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в России велика вероятность опасных природных явлений и процессов, которые порождены силами природы или совместно ими и деятельностью людей. Это опасные природные явления, в первую очередь, стихийные бедствия.

Стихийные бедствия - это опасные природные явления, являющиеся источниками чрезвычайных ситуаций природного характера. К стихийным бедствиям, наиболее часто встречающимся в России, относятся землетрясения, наводнения, смерчи, ураганы, тайфуны, сели, снежные лавины, лесные пожары.

Землетрясение – это подземные колебания и толчки в результате сейсмических волн и подвижек определенных участков земной коры. Проявление: колебание земли, образование трещин, обвалы, оползни, сели и т.д. Землетрясения занимают первое место в ряду стихийных бедствий по человеческим жертвам и ущербу.

При землетрясении в г. Нефтегорске Сахалинской области (1995 г.) под обломками разрушенного города погибло около 2 тыс. человек.

Основные опасности для жизни и здоровья людей при землетрясении создаются:

в результате разрушения (обрушения) строительных конструкций зданий и сооружений;

при разрушениях на потенциально-опасных объектах, нефтепродукто- и газопроводах;

при разломах земной коры;

при образовании завалов;

при разрушении систем жизнеобеспечения.

Наводнение – это затопление водой местности в результате ливней, продолжительных дождей (снегопадов), бурного таяния снегов, ветрового нагона воды на морское побережье и пр., причиняющее материальный ущерб, наносящее урон здоровью населения или приводящее к гибели людей.

Совместное воздействие волн, ветра, ливневых осадков вызывает значительный размыв побережья, что приводит к разрушению зданий и сооружений, размыву железнодорожных и автомобильных дорог, авариям на коммунально-энергетических сетях, уничтожению посевов и другой растительности, жертвами среди населения и гибели животных.

После спада воды проседают здания и земля, начинаются оползни и обвалы.

К наводнению могут привести заторы и зажоры на реках.

Заторы образуются во время ледохода. Они вызывают подъем уровня воды выше места скопления льда.

Зажоры – скопление внутриводного и донного льда в русле реки.

Они держатся долго и причиняют большой материальный ущерб.

Ураганы, смерчи, тайфуны относятся к ветровым метеорологическим явлениям. Ураган – ветер постоянного направления, скоростью выше 35 м/сек. Смерч – воронкообразный вихрь. Диаметр воронки – от нескольких метров до двух километров. Вращательная скорость (против часовой стрелки) до 100 м/сек. Скорость перемещения 35 – 60 км/час. Время существования смерча от нескольких минут до нескольких часов, ураганов – до нескольких десятков суток.

Смерчи и ураганы обрывают провода, срывают крыши, опрокидывают деревья, телефонные столбы, опустошают поля, разрушают дороги, мосты, верхние этажи зданий. Во время смерча люди получают травмы в основном от ударов летящих предметов, реже – под обломками строений, еще реже - будучи брошенными потоками ветра. Смерчи, ураганы, как правило, сопровождаются ливневыми дождями, ведущими к затоплению низменностей и смыванию с полей вместе с урожаем плодородного слоя почвы.

Тайфун – ураган огромной разрушительной силы, образующийся в океане и сопровождающийся ливневыми дождями. Тайфуны разрушают портовые сооружения, приморские населенные пункты, уничтожают суда в море и портах.

Сель – стремительный русловой поток, состоящий из смеси воды, земли и обломков горных пород, внезапно возникающий в бассейнах горных рек. Характеризуется резким подъемом уровня воды, кратковременностью действия и значительным разрушительным эффектом.

Снежная лавина – низвергающаяся со склонов гор под воздействием силы тяжести снежная масса.

Основную угрозу селевые потоки и снежные лавины представляют для небольших населенных пунктов, расположенных в зоне конуса выноса их потоков. Поражающие действия селевых потоков и снежных лавин проявляются в виде непосредственного ударного воздействия их на человека и преграды (здания, сооружения, системы жизнеобеспечения).

В июле 2000 г. в России крупные селевые потоки имели место в Кабардино-Балкарии в районе г. Тырнауз и на о. Сахалин. В результате г. Тырнауз был затоплен, повреждены многоэтажные дома, автомобильные дороги. Несколько человек погибло, а около 20 пропало без вести.

Массовые пожары в лесах и на торфяниках возникают в жаркую и засушливую погоду от ударов молний, неосторожного обращения с огнем, очистки поверхности земли выжигом сухой травы и других причин. Наиболее часто в лесных массивах возникают низовые пожары, при которых выгорают лесная подстилка, подрост и подлесок, травянисто - кустарниковый покров, валежник, корневища деревьев и т.д. В засушливый период при ветре могут возникать верховые пожары, когда огонь распространяется также и по кронам деревьев, преимущественно хвойных пород. Скорость распространения низового пожара до 3 метров в секунду (до 180 метров в минуту), а верхового – до 1,5 метра в секунду (90 метров в минуту) по направлению ветра.

При горении торфа и корней растений могут возникнуть подземные пожары, распространяющиеся в разные стороны. Торф имеет свойство самовозгораться и гореть без доступа воздуха и даже под водой. Над горящими торфяниками возможно образование «столбчатых завихрений» горячей золы и горящей торфяной пыли, которые при сильном ветре могут переноситься на большие расстояния и вызывать новые загорания.

Пожары могут вызвать возгорание зданий в населенных пунктах, деревянных мостов, линий электропередачи и связи на деревянных столбах, складов нефтепродуктов и других сгораемых материалов, а также поражение людей и животных.

Кроме аварий, катастроф и опасных природных явлений в России имеют место отдельные эпидемические вспышки, которые характеризуются одновременным возникновением у людей на определенной территории инфекционных заболеваний, связанных с общим источником инфекции или путями ее передачи.

РСЧС

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)предназначена для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, обеспечения в мирное время защиты населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов, организаций (в том числе частных), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи РСЧС

-сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

-подготовка населения к действиям при ЧС;

-осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;

-ликвидация ЧС;

-осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС,

-проведение гуманитарных акций;

-реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;

-международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС

Организационная структура РСЧС

Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

-федеральный, охватывающий всю территорию РФ;

-межрегиональный, территорию нескольких субъектов РФ;

-региональный, территорию субъекта РФ;

-муниципальный, территорию муниципального образования;

-объектовый, территорию объекта производственного или социального назначения.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ в пределах их территорий и состоят из звеньев соответствующих административно-территориальному делению. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Органы управления системы РСЧС

1.Координирующие органы:

-на федеральном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;

-на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

-на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

-на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

2.Органы повседневного управления:

-на федеральном уровне — Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС);

-на межрегиональном уровне — Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России;

-на региональном уровне — Центры управления в кризисных ситуациях Главных управлений МЧС России;

-на муниципальном уровне — Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (ЕДДС МО);

-на объектовом уровне — дежурно-диспетчерские службы предприятий.

3. Постоянно действующие органы:

-на федеральном уровне —МЧС России;

-на межрегиональном уровне — региональные центры МЧС России;

-на региональном уровне — Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;

-на муниципальном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

-на объектовом уровне — структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Региональный состав РСЧС

Центральный (Москва)

Северо-Западный (Санкт-Петербург)

Южный (Ростов-на-Дону)

Северо-Кавказский (Пятигорск)

Уральский (Екатеринбург)

Приволжский (Нижний Новгород)

Сибирский (Новосибирск)

Дальневосточный (Хабаровск)

Крымский (Симферополь)

Классификация чрезвычайных ситуаций

Для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций и правильного реагирования на них Правительством Российской Федерации разработана классификация чрезвычайных ситуаций, изложенная в соответствующем постановлении. Согласно ему, по масштабу распространению и тяжести последствий чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Локальная - эта такая ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не боле 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на возникновения чрезвычайной ситуации и зона ее не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн. , но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

Профессионально важные качества спасателя

Как уже отмечалось, спасатели, прибывшие на место катастрофы, не застрахованы от различных психиче­ских отклонений. Это может существенно снизить темпы и качество поисково-спасательных работ.

Средствами, позволяющими подготовить спасателя к действиям в экстремальной обстановке, являются профес­сиональный психологический отбор, практическое обучение в ситуации, приближенной к реальной, изучение факторов психогенного воздействия ЧС и реакции человека на них, освоение спасателями навыков аутогенной тренировки.

Для профессионального психологического отбора при­меняются специальные тесты, которые позволяют оценить психологическую предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности, выявить наличие у него необходимых профессионально важных качеств (ПВХ).

К психологическим профессионально важным качест­вам спасателей предъявляются следующие основные требования:

- высокая нервно-психическая устойчивость;

- высокий уровень самоконтроля;

- высокая активность;

- хороший интеллект;

- невысокий уровень тревожности.

Для руководителей всех уровней важно, кроме того, обладать хо­рошими организаторскими способностями.

Также психологические ПВК спасателей: как уровень демонстративности, стремление к позерству, эгоцентризм, желание привлечь к себе внимание не должны превышать среднестатистической нормы. Лица с сильным развитием этой группы личностных черт могут послужить причиной дезорганизации со­вместной деятельности спасателей в экстремальных условиях;кроме того, уровень беспокойства за свое здоровье должен быть достаточно низким, в противном случае спаса­тель не сможет эффективно действовать в обста­новке, угрожающей опасностью;наряду с этим уровень социальной ориентации личности, приоритет­ность для человека социальных, групповых норм и ценностей должны быть весьма высокими.

Существует также ряд других психологических ПВК, к которым предъявляются не менее жесткие требования, но содержание которых не всегда интересно для неспециалиста.

Психологические качества личности спасателя не явля­ются чем-то застывшим. Учебные занятия и тренировки, внутригрупповое взаимодействие, самостоятельные упражнения и приемы аутогенного психокоррекционного воздей­ствия способны существенно изменить и развить те или иные личностные психологические черты. Кроме того, вла­дение спасателями навыками саморегуляции позволит в экстремальных условиях быстро преодолевать утомление, в значительной степени восстанавливать работоспособность.

Повысить эмоциональную устойчивость спасателя к та­ким психотравмирующим факторам ЧС, как вид обезобра­женных живых и погибших людей, крики и стоны и т. п. позволя­ют тренировки на полигонах, где применяются специаль­ные муляжи, звуковое сопровождение. Такими достаточно дорогими и «жестокими» способами обучения не следует пренебрегать, т.к. в реальной обстановке обученный спа­сатель не потеряет несколько часов на психологическую адаптацию к экстремальным условиям.

Детальные сведения о ПВК, их влиянии на работоспособность спасателей, а также вопросы совершенствования психологической устойчивости спасателей к стрессовому воздействию психогенных факторов ЧС, излагаются в учебном предмете «Психологическая подготовка».

Ответственность спасателей.

Юридическая ответственность.

Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» устанавливает также ответственность спасателей за неисполнение своих обязанностей, умышленное причинение вреда здоровью спасаемых граждан при проведении аварийно-спасательных работ, нанесение ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям.

Спасатели-военнослужащие на основании Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации несут ответственность, установленную для гражданских спасателей Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» с учетом особенностей своего правового положения.

Дисциплинарную ответственность спасатели-военнослужащие несут за проступки, связанные с нарушениями воинской дисциплины, норм морали и воинской чести на основании и в порядке, установленных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Административную ответственность спасатели-военнослужащие несут на общих основаниях в соответствии с законодательством об административных нарушениях. Однако к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, исправительных работ, административного ареста и другие административные взыскания, установленные законодательством Российской Федерации.

Гражданско-правовую ответственность спасатели-военнослужащие несут за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных законодательством обязательств, за причинение умышленного ущерба государству, физическим и юридическим лицам в процессе ликвидации ЧС.

Материальную ответственность спасатели-военнослужащие несут за материальный ущерб, умышленно причиненный государству, в соответствии с Положением о материальной ответственности военнослужащих.

Уголовную ответственность спасатели – военнослужащие несут за совершенные преступления в соответствии с законодательством Российской Федерации. За преступления против установленного порядка несения военной службы они несут ответственность по закону «Об уголовной ответственности военнослужащих».  

Скачать документ:
2758
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...