Выставка пожарной техники, посвященная 100-летию пожарной охраны СССР
В московском конгрессно-выставочном центре «Сокольники» прошла специальная экспозиция пожарной техники, посвященная 100-летию пожарной охраны СССР. Мероприятие прошло в рамках в рамках ежегодной выставки старинных автомобилей и антиквариата — «Олдтаймер-Галерея».
На выставке была представлена очень солидная коллекция ярких и как следует отполированных автомобильных экспонатов, прежде всего пожарная техника из ряда стран — СССР, США, Швеции, Германии. Всего около 30 пожарных машин, мотоциклов, помп, ручных насосов и даже экипажи огнеборцев на конной тяге.
На 27- по счёту тематической выставке «Олдтаймер-Галерея» доминировал традиционный для пожарной охраны красный цвет: в него были окрашены десятки машин и агрегатов, стенды и даже ковровое покрытие! Как заявили организаторы выставки, это было сделано не случайно. По началу пожарную технику красили в белый цвет, и только позднее его поменяли на серый. Лишь к началу 1920-х «фирменным» у пожарных стал красный цвет.
Для посетителей юбилейной выставки была представлена уникальная ретроспектива технических средств для борьбы с огнем начиная от примитивных «водолейных машин» середины XIX век, качать которые приходилось вручную, до пожарной техники середины – второй половины XX века. Среди уникальных экспонатов – первые советские пожарные автомобили АМО-Ф15 «Промет», ПМГ-1, ПМЗ-1 и ПМЗ-2 и другие послевоенные пожарные машины.
Мастерская Евгения Шаманского привезла на выставку несколько своих уникальных пожарных автомашин, из них автонасос на шасси АМО-4 и ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА (1932 год)
На фото: Автонасос на шасси АМО-4
Одна из первых полностью советских пожарных машин, созданная на шасси грузовика АМО-4. В задней части шасси установлен центробежный насос Д-20, способный перекачивать 1500 литров в минуту. Насос приводился от вала отбора мощности, соединившего хвостовики сцепления и раздаточной коробки, расположенной в задней части кабины. Над насосом внутри надстройки помещался «бак первой помощи» с 360 литрами воды. В задней части устанавливалась надстройка из дерева, с каждого борта которой делались сиденья для шести пожарных и катушки с выкидными рукавами — каждый по 80 метров. Ещё одна катушка с рукавом длиной 160 метров подвешивались сзади у насоса. Пожарные рукава и лестницы крепились над надстройкой, а в её ящики укладывалось пожарное оборудование. В нишах подножек клади лопаты, ломы, багры и прочее. С правой стороны у кабины крепились колокол и два огнетушителя, а с левой — пожарная колонка.
На фото: ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА (1932 год)
Название ПМГ-1 расшифровывается как «пожарная машина ГАЗ модель №1». Это первый пожарный автомобиль, сделанный на ходовой части грузовика ГАЗ-АА. Ее начали изготавливать в 1930 годах сразу на двух заводах: в Москве — на Миусском механическом и в Питере — на «Промете». На ПМГ-1 устанавливается центробежный насос и прочее пожарное оборудование, аналогичное ПМЗ-1 (на базе грузовика ЗИС). С левой стороны позади кабины на автомобиле устанавливался стендер — устройство для подключения к городской водопроводной сети. Пожарная команда, состоявшая из 6 человек, располагалась на боковых сиденьях кузова, а шофёр и начальник команды — в кабине. Чтобы удержаться на линейке во время езды, бойцы пристегивали себя ремнями к поручню. Сидевший на правой скамейке возле кабины пожарный бил в колокол — ещё со времён конных обозов этот сигнал оповещал прохожих и других участников движения о приближении пожарных. Основными пользователями ПМГ-1 были пожарные части некрупных населенных пунктов. Лёгкая пожарная машина больше подходила для тушения пожаров в небольших зданиях, например, в домах, так называемого «частного сектора» и бараках, которые в 30-50-е годы было очень много на окраинах больших городов. Впоследствии эти машины часто передавались сельским пожарным дружинам.
На фото: Автонасос ПМЗ-18 (1956)
С появлением новых моделей грузовиков обновлялись и пожарные машины на их шасси. Боевой расчет составлял 10 человек, а к месту возгорания пожарная машина могла примчаться со скоростью 75 км/ч. Автонасос имел самый большой среди автомобилей этого типа бак так называемый «первой помощи» объёмом в 465 л. Для своего времени запас вывозимых на пожар напорных рукавов был рекордным: 16 рукавов диаметром 51 мм и 66 мм. Надёжность конструкции автонасоса ПМЗ-18 пользовалась уважением у водителей.
На фото: пожарная автоцистерна АЦ-40 (131) 137
Пожарная автоцистерна АЦ-40 (131) 137 — одна из наиболее распространенных и наиболее удачных советских пожарных автоцистерн. Выпускалась серийно Прилукским заводом противопожарного оборудования с 1969 года. Боевой расчёт 7 человек. Ёмкость для воды 2400л, бака для пенообразователя — 150 л. Пожарный насос ПН-40У производительностью 40л/с. За высокую надежность и простоту устройства пожарная автоцистерна АЦ-40 (131) 137 была любима водителями. Серийный выпуск прекращён в 1984 году в связи с началом выпуска модернизированной модели 137А. Всего за 15 лет выпуска изготовлено свыше 9800 единиц.
На фото: Автолестница АЛ-30 (131)
Пожарные автолестницы АЛ-30 (131) выпускались Торжокским машиностроительным заводом с 1979 года. Проект автолестницы разработан Особым конструкторским бюро «Пожарная техника» под руководством ведущего конструктора Юрия Курчакова. Автолестница по праву считается настоящим символом советской пожарной охраны. Всего с 1970 по 1983 годы было выпущено 1700 автолестниц этой модели.
На фото: пожарная автоцистерна АЦ-40 (130) 63Б
Свою историю пожарные автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ-131 начинают в 1963 году Прилукским заводом противопожарного оборудования. Автоцистерна серийно выпускалась с 1965-1967 года. После модернизации пожарной автоцистерны модели 63А в 1972 году, когда на неё был установлен современный производительный насос ПН-40, стал одной из самых лучших советских пожарных автоцистерн. Особенностью её устройства был механический привод специальных агрегатов, отличающихся высокой надежностью в эксплуатации. Автоцистерна стала одним из самых массовых основных пожарных автомобилей СССР. Всего за период 1966-1983 годы выпущено более 16000 единиц этой модели.
На фото: Пожарная автоцистерна АЦП-20 на шасси ГАЗ-63 19М (1963)
Автоцистерна могла доставить 950 литров воды и 105 литров пенообразователя в любую точку сельской местности, потому как она была создана на базе лучшего советского полноприводного грузовика – ГАЗ-63. Серийный выпуск автоцистерны АЦП-20 (63)19М прекращён в 1968 году в связи с освоением заводом изготовителем противопожарного оборудования модели АЦ-30 (53А)106. За пять лет выпуска Варгашинский завод изготовил 5710 экземпляров АЦП-20. Многие сохранились до сегодняшнего времени, некоторые стоят на постаментах, например, в Москве на улице Бориса Галушкина у фасада Академии государственной противопожарной службы МЧС России.
На фото: Автоцистерна ПМГ-36 (1957год)
Продолжая тему реликвий советского автопрома, следует упомянуть еще об одной интересной машине, демонстрируемой на выставке «Олдтаймер-Галерея». Это автоцистерна ПМГ-36 (1957год). Одна из первых советских пожарных машин с полностью закрытым кузовом. Пожарная автоцистерна на шасси грузовика ГАЗ-51А могла перевозить 1100 литров воды и 50 литров пенообразователя, центробежный пожарный насос ПН-25А перекачивал 20 литров в секунду. Была одной из самых распространенных пожарных машин. Автоцистерна ПМГ-36 продолжался с 1962 по 1967 год сразу на трех заводах противопожарного оборудования – Варшагинском, Грабовском и Кустанайском.
Специальный стенд был посвящен памяти профессора АГПС МЧС России Михаила Дмитриевича Безбородько, внесшего немалый вклад в разроботку и совершенствование пожарных автомобилей.
На фото: Насосно-рукавный автомобиль АНР-40(130)127Б (1993)
В начале 70-х городов Насосно-рукавный автомобиль АНР-40 стал новым типом пожарной машины в СССР. «Автомобиль насосно-рукавный» располагал специальным рукавным отсеком, в котором пожарные рукава укладывались гармошкой, благодаря чему АНР-40 мог прокладывать магистральные линии на ходу автомобиля и ликвидации пожара. До его появления рукава возили в скатках или на катушке, поэтому линии прокладывались вручную.
На фото: Автомобиль воздушно-пенного тушения АВ-40 (375)Ц50А (1974 год)
Автомобили воздушно-пенного тушения АВ-40(375)Ц50А на шасси Урал-375Н (1979) предназначались для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса пенообразователя и оборудования для подачи воздушно-механической пены. Применялись они, как правило, на крупных пожарах в местах хранения и переработки нефти. Автомобиль данного типа серийно выпускался Торжокским производственным объединением «Противопожарная техника» ВПО «Союзпожмаш» с 1974 года. Горящий резервуар АВ-40 тушил двумя пеноподъёмниками, а разлившиеся нефтепродукты – шестью пеногенераторами. В цистерне перевозилось 4000 литров пенообразователя и еще 180 литров – в баке.
На фото: Пожарная автоцистерна ПМЗ-9М (1953 год)
Среди колесных раритетов фотокорреспондент портала «МЧС Медиа» встретил в выставочном огромнейшем зале пожарную автоцистерну ПМЗ-9М. Весьма редкая по нынешним временам машина выпускалась на Прилукском заводе противопожарного оборудования с 1951 по 1955 год, на базе грузовика ЗИС-150. Это одна из основных пожарных машин 50-х годов, чаще всех мелькающая на фотографиях и в кинохронике тех лет. Конструкцию ПМЗ-9 разработали на Московском заводе пожарных машин — это была первая советская пожарная цистерна с закрытой кабиной и кузовом. Кроме того, ёмкость цистерны для воды составляла 1680 литров, бака для пенообразователя — 120 л. Автоцистерна с форсированным двигателем, могла доставлять 7 человек личного состава к месту пожара на скорости до 60 км/ч.
Из числа зарубежных моделей пожарной техники, демонстрируемых в залах, можно упомянуть, например, американские автомобили Kl?ckner-Deutz S3000 (1943), Magirus-Deutz 150 D10 (1966), International Harvester B120 (1960) и Ford 798T (1947).
На фото: Kl?ckner-Deutz S3000 (1943)
Пожарный Kl?ckner-Deutz можно назвать настоящим раритетом: автомобили под такой маркой выпускались столько с 1938 по 1943 год, а число уцелевших экземпляров исчисляется единицами. Пожарная машина 1943 года выпуска выполнена по классической схеме 30-х годов с двойной кабиной, переходящей в закрытый кузов, в котором находятся цистерна, насос и несколько ящиков для инвентаря.
На фото: Magirus-Deutz 150 D10 (1966)
Magirus-Deutz 150 D10 (1966). Пожарная техника всегда была главной в производственной программе немецкой фирмы Magirus, ведущей отсчёт своей истории с 1866 года. Фактически имя Magirus стало синонимом добротного и качественного немецкого пожарного автомобиля. Фирма начала также с изготовления противопожарного оборудования — насосов, лестниц, пожарных линеек. В 1903 году появился и первый пожарный автомобиль марки Magirus, а в 1916 году начался выпуск грузовиков. К этому времени фирма уже освоила собственное производства ходовой части и моторов, но использовала двигатели и других фирм, например, Maybach. В 1936 году фирма была выкуплена кёльнским акционерным обществом Deutz AG, после чего автобусы, грузовые и пожарные автомобили стали выпускаться под маркой Magirus-Deutz. В настоящее время компания называется Iveco Magirus AG
Нафото: International Harvester B120 (1960)
International Harvester B120 (1960) — самый редкий пожарный автомобиль в мире. Шведская пожарная машина 1960 года выпуска на шасси американского полноприводного грузовика с 750-литровой цистерной и насосом производительностью 30 литров в минуту, установленном спереди, а не сзади. Всё пожарное оборудование изготовлено фирмой Henrikssons Brandredskap. Автомобиль с 1995 года нёс службу в пожарной части карельского города Костомукша, в 2005 году были списан, продан в частные руки и затем отреставрирован до первоначального состояния. Пожарный насос был установлен на бампер и приводится в действие при помощи двигателя. Сдвоенная кабина полученного автомобиля имела деревянный каркас, позади кабины была закреплена цистерна на 750 литров воды и ящики для пожарного инвентаря.
На фото: Ford 798T (1947)
Уникальный пожарный автомобиль Ford 798T (1947) выглядит в типично американском стиле. При этом насосы у него располагаются впереди, а не сзади, как это принято, например, у советских пожарных машин. Такая необычная компоновка не только освобождала место за кабиной, но и делала более удобной работу пожарных с насосом, вокруг которого было намного больше свободного пространства, чем, если бы он устанавливался сзади. Американцы отличаются своей любовью к пожарным машинам и огромному наличию хрома на кузове, а космические формы автомобиля также восхищают.
Советская пожарная охрана была создана 100 лет назад – 17 апреля 1918 года. В этот день В.И. Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров «Об организации государственных мер по борьбе с огнем», который сыграл значительную роль в деле становления и развития пожарной охраны нашей страны. В декрете отмечалась необходимость правильного и планомерного проведения противопожарных мероприятий, обращалось внимание на важность развития пожарной профилактики, необходимость издания правил и инструкций, разработку пожарной техники. В годы Великой Отечественной войны пожарная охрана стала щитом, обороняющим от огня населенные пункты, военные и другие стратегически важные объекты.