Министра МЧС Пучкова В.А. вызвают в Генпрокуратуру по фактам коррупции в системе

В ближайшее время министру чрезвычайных ситуаций России Владимиру Пучкову придется принарядиться и нанести визит в Генпрокуратуру. Или прокурорские сотрудники еще раньше заглянут в кабинет министра – так как у них появится много, очень много вопросов к Владимиру Андреевичу. Траты возглавляемого Пучковым ведомства за 2013-2016 годы внимательно изучила Счетная палата, которая пришла к выводу, что с нарушениями ведомство за это время потратило астрономические 3,5 млрд рублей! Соответствующие отчеты лягут на столы Владимира Путина и генпрокурора. Кроме того, результаты проверки СП также направит в ФСБ, ФАС, Росздравнадзор, Госдуму и Совет Федерации. Так, надзорное ведомство выяснило, что объем просроченной дебиторской задолженности МЧС только за год увеличился в 2,9 раза - до 1,6 млрд рублей. Просроченная задолженность по выданным авансам увеличилась сразу в 21 раз – с 49,9 млн рублей до 1,06 млрд рублей. Даже на скупом официальном языке Счетной палаты понятно, что Пучкову пора скачала в отставку, а потом – под следствие: «В ходе проверки… были выявлены многочисленные, систематические нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг… в части ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, а также установления размера обеспечения исполнения контракта, вследствие чего размер аванса, не обеспеченный банковскими гарантиями или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет». Министерство наркотических ситуаций Надзорное ведомство выяснило, что при Пучкове в состав контрактной службы МЧС были включены сотрудники, которые даже не имели необходимого образования в сфере закупок или размещения заказа для госнужд. Нарушалось законодательство даже в сфере стратегически важного гособоронзаказа. Впрочем, неудивительно: такая уж у Пучкова кадровая политика. Команду прежнего главы МЧС Сергея Шойгу, при котором работа ведомства была образцовой, сменили взяточники и наркоманы. В пристрастии к запрещенным препаратам и мальчикам-курсантам был заподозрен майор Михаил Бунаков, назначенный при Владимире Пучкове помощником статс-секретаря МЧС. После того, как в сети появились видеоролики, запечатлевшие времяпрепровождение «человека, похожего на Бунакова», его попытался выгородить другой экспонат из кадровой коллекции нынешнего министра – «академик всех академий» замминистра Владимир Артамонов. Свежие «распилы» Добавила Счетная палата эпизодов и к «распильной» истории МЧС при Пучкове. СП установила, что подведомственный «Центр обеспечения деятельности» закупил 4 пожарно-спасательных мотоцикла МПС VFR1200X Honda VFR1200X по цене 2,6 млн рублей за штуку, тогда как расчетная стоимость транспорта со всей спасательной «экипировкой» ниже закупочной на 923 тысяч рублей. То есть подчиненные Пучкова с одной только этой закупки положили себе в кармашки почти 3,7 млн рублей. В 2015 - 2016 годах МЧС закупило 110 пожарных автоцистерн с улучшенными тактико-техническими характеристиками по 15 млн рублей за штуку в прошлом году и по 16,6 млн рублей – в текущем году. При этом аналогичная автоцистерна в базовой комплектации стоит всего 6,6 млн рублей. То есть «улучшенные характеристики» и наклейки логотипа МЧС на бока цистерн подняли цену сразу в 2,5 раза? Или цена взлетела из-за неуемного стремления подчиненных Пучкова к незаконному обогащению? Рекорды Пучкова Предшественнику Владимира Андреевича – Сергею Шойгу, наверное, и не снилось, каких «рекордов» может достичь МЧС при «талантливом» управлении. Чего стоила одна «оптимизация» числа сотрудников ведомства! В прошлом году из МЧС уволены 10 тысяч человек. Конечно, из ведомства необходимо было основательно повымести коррупционеров и наркоманов. Но Пучков «вымел» совершенно других сотрудников МЧС - на 70% был сокращен пожарный надзор, благодаря чему оставшиеся инспектора физически могут посещать каждый объект не чаще, чем раз в 20 лет. Массовые сокращения обернулись неслыханным – спасатели были готовы выйти на массовую акцию протеста перед зданием МЧС в Москве. Возмущение спасателей было усилено тем, что ровно в это же время в МЧС, даже с учетом всех сокращений, не хватило 3,8 млрд рублей на денежное довольствие и зарплату! В начале 2016 года ситуация стала еще хуже: долги перед пожарными превысили 4,5 млрд рублей. При этом в Новый год, как мы уже отметили рядовые сотрудники МЧС сидели без денег, а ведомственное начальство получило премии и посоветовало подчиненным взять кредиты. При «талантах» Пучкова спасателям не только не на что жить, но и негде: по данным Счетной палаты, из запланированных МЧС к завершению строительства в 2013 – 2015 годов 45 объектов жилищного назначения на сумму 6,5 млрд рублей, были завершены строительством только 33 объекта жилищного назначения на сумму 4,4 млрд рублей. В долевом строительстве из 20 объектов на сумму 284,7 млн рублей готовы только 18 объектов на сумму 137,6 млн рублей (48,3%). ФКУ «УКС МЧС России» и вовсе потратило «жилищные» средства только на 13%. Кстати, и начал свою карьеру на посту главы спасательного ведомства Пучков очень ярко: наводнением на Кубани в 2012 году, которое, только по официальным данным, стоило жизни 171 человеку. О надвигающемся наводнении первыми население известили почему-то журналисты, а не спасатели, причем – еще за пять часов до того, как Кубань затопило. СМИ ссылались на «источники» в МЧС, то есть, получается, о грядущем ЧП в ведомстве знали. Знали, но почему-то не известили об этом людей…. Отдельная тема – это лесные пожары, которые, такое впечатление, не перестают полыхать в России с тех пор, как МЧС возглавил господин Пучков. Даже когда Владимир Андреевич заместительствавал в МЧС, было понятно, что тушение пожаров – это «не его». Ведь за ликвидацию очагов пожаров в 2010 году отвечал именно он. И, как итог – пожары-таки добрались до подступов к Москве. Зато у руководства МЧС есть возможность разъезжать по пепелищу «шикарно»: еще весной прошлого года «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» объявил о намерении купить 10 автомобилей Toyota LC Prado общей стоимостью 27 млн рублей. Да и Счетная палата выявила неиспользуемые в ведомстве автомобили BMW 750Li XDrive (стоимость 6,9 млн рублей), Audi A8L (стоимость 7,6 млн рублей) и Chevrolet Tahoe (стоимость 4,2 млн рублей). Чтобы внешне все оставалось «пристойно», при Владимире Пучкове появилась идея ликвидировать отделы по противодействию коррупции в Северо-Западном и Приволжском региональных центрах МЧС. Сотрудники ведомства неофициально говорят, что виноваты сами – переусердствовали в отлове министерских коррупционеров. Человек слова Про Пучкова в возглавляемом им ведомстве не зря говорят – показушник. Например, глава спасательного ведомства «светится» в таких новостях: «Владимир Пучков подарил Туле новый беспилотник». Конечно, можно порадоваться за туляков, вот только при Пучкове МЧС закупило дешевые китайские дроны по цене, в 1,5-2 раза превышающей их реальную розничную стоимость. Так, осенью прошлого года ведомство потратило 38 млн рублей на покупку 200 китайских квадрокоптеров DJI Phantom 3 Advanced. За каждый беспилотник МЧС заплатило 190 тысяч рублей, тогда как реальная стоимость за штуку шедевра китайского производства составляет порядка 70 тысяч рублей. В первую очередь, министр объяснял подобную закупку необходимостью осуществлять мониторинг в зонах ЧС и пожаров. Но увы, характеристики закупленных – бытовых, а не профессиональных – дронов этого не позволяют. Квадрокоптеры китайского производства сохраняют управляемость не далее 2 км и «пролетать» за один раз способны не более 23 минут. Так что с этими машинками только за соседями подглядывать: вдруг, у них пожар? Следующую партию китайских «игрушек» ведомство Пучкова закупит уже по необъяснимо «раздутой» цене… в 210 тысяч рублей. Все это на фоне того, что пожарные, которые ежедневно сами лезут в эти пожары – тушить, спасать жизни – сидят без зарплат даже в Новый год. «Другу письмо из министерства пришло, что зарплата за декабрь в полном объёме будет выплачена 12 января. Затягиваем пояса и вяжем в узел желудки», - такими новостями делились спасатели перед НГ-2016. Впрочем, удивляться, тут совершенно нечему. Ведь после Сергея Шойгу спасательное ведомство в 2012 году возглавил Пучков, за которым и до карьерного взлета ходили слухи о пристрастии к «нецелевому расходованию бюджетных средств». В частности, когда Пучков «директорствовал» в Департаменте гражданской защиты МЧС. Активные слухи о том, что Владимира Пучкова не сегодня-завтра «попросят» из кабинета главы спасательного ведомства, активно стали гулять осенью этого года. Вероятный преемник также не радует, это другая история… Счетная палата собрала убедительные доказательства, почему МЧС необходимо освободить от присутствия Владимира Андреевича. От отставки «по некомпетентности» Пучкова теперь отделяет одна подпись – президента России Владимира Путина.

Хорошо быть министром. А министром-реформатором – еще лучше. Реформируешь себе, как Бог на душу положит, но разумеется, с учетом своих интересов, а в Кремле рассказываешь о «переменах к лучшему», которые вот-вот начнутся. Ну, очень скоро – через год-два-три-двадцать-пятьдесят. И самое удивительное, что даже если министерский промысел касается главного – спасения людей, их жизней, то и тут хорошо тренированный министр сможет рассказать начальству очередную историю о тяжелых обстоятельствах, о недостатке финансирования, об отсутствии хороших специалистов. Так и происходит. И тогда, по моему мнению, министр превращается в непотопляемый балласт, то есть он, министр, как бы есть, изображает какую-то деятельность, имитирует желание сделать «как лучше», а по результатам работы его как бы нет. А общая ситуация становится все хуже и хуже, переходя в положение откровенной опасности.

Понятно, что речь идет главе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-лейтенанте запаса Пучкове Владимире Андреевиче.

И дабы никто не сомневался во всем сказанном выше, я просто приведу некоторые факты и цифры, о которых господин министр МЧС, как мне кажется, предпочитает не вспоминать, в том числе в и докладах руководству страны. Но я все же осмелюсь напомнить, так как действия главы МЧС РФ Пучкова, якобы направленные на реализацию «Плана строительства и развития сил МЧС России на 2016 – 2020 годы», судя по приведенным ниже фактам, поставили под угрозу эффективность функционирования всей системы обеспечения национальной безопасности.

История первая. Кадры и деньги.

Нецелевое использование руководством Министерства финансовых средств и нарушение правил бюджетного кодекса, указанные в Отчете Счетной Палаты РФ от 31 мая 2016 года, в итоге привели к дефициту бюджета МЧС на 2015-2016 годы. И как результат дефицита - задолженность по выплате заработной платы на начало 2016 года составила порядка 4,5 млрд. рублей.

Что делает министр Пучков в этой ситуации? Обращается к председателю правительства, к Президенту, кается в собственном недосмотре, пишет заявление об отставке или явку с повинной в Генпрокуратуру? Нет. Владимир Пучков находит иной не менее увлекательный выход. Чтобы компенсировать задолженность по заработной плате, в МЧС РФ начинается самое масштабное сокращение - на сегодняшний день уволено более 30% сотрудников министерства, отвечающего за спасение граждан.

И еще. Увольняют, разумеется, не чиновников центрального аппарата, не помощников, советников и секретарш министра, а оперативный состав пожарных частей территориальных органов МЧС России. Вдумайтесь в эти слова. Доказательства? Пожалуйста:


И теперь некоторые цифры. Сокращаются более 60 процентов (шестидесяти процентов!!!) сотрудников Государственного пожарного надзора, 100 процентов всех пожарных старше 45 лет (без учета их квалификации, опыта работы и степени востребованности специалистов, то есть, сокращены наиболее опытные профессионалы), более 50 процентов авиаторов, спасатели различных служб, в том числе военизированных горноспасательных частей МЧС России, которые в дальнейшем планируется уничтожить полностью. Конечно, можно представлять начальству это массовое увольнение, как экономическую «оптимизацию», но по факту – огромные территории страны остались без прикрытия и обеспечения защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий.

Так в 2014 году в министерстве имелось двенадцать с половиной тысяч вакантных должностей, а в 2017 году, благодаря увольнениям по «методу Пучкова», в МЧС образовалось 58 тысяч (пятьдесят восемь тысяч!!!) вакансий, то есть в пять раз больше. Причем, в большинстве своем уволены высокопрофессиональные спасатели. И теперь вопрос: а с какой целью происходит такое массовое освобождение должностей? На мой взгляд, ответ весьма прост: дело в том, что фонд заработной платы, финансируемый из федерального бюджета, отнюдь не сокращается, а растет, вне зависимости от массовых сокращений. То есть, деньги на зарплату сотрудникам МЧС выделяются в запланированном объеме, а количество работников уменьшается и, соответственно, благодаря наличию 58 тысяч «мертвых душ», образовываются огромные финансовые излишки. Получается, что счет идет на миллиарды рублей, которыми погашаются, как давние задолженности по заработной плате, так и другие статьи расходов с помощью хитрых бумажных корректировок.


История вторая. Ручная статистика или куда деваются пожары

Также не менее увлекательно выглядит статистика «побед» Министерства по чрезвычайным ситуациям, которых героически добился министр Пучков. С помощью удивительных цифровых игр в отчетностях, «количество пожаров и погибших год от года снижается». Но снижается это количество, как видно из документов, не из-за мудрого руководства структурами МЧС, а благодаря манипуляциям со статистикой.

В итоге, при отсутствии отлаженной системы ведомственного контроля (в том числе и в связи с ликвидацией региональных центров), формирование объективной статистики пожаров в каждом конкретном субъекте Российской Федерации остается исключительно «на совести» руководителя Главного управления МЧС, для которого показатели снижения пожаров являются одним из основных критериев оценки его деятельности вышестоящим руководством. Сегодня факты нарушений порядка статистического учета выявляются повсеместно, но получается, что эти факты скрываются высшим руководством МЧС России.

Вот лишь несколько страшных примеров последнего времени: в апреле 2016 года по результатам рассмотрения жалобы и проведенной проверки в одном из Главных управлений МЧС были установлены факты «непостановки на учет» в 2015 году 4 погибших, а за 4 месяца 2016 года – уже 18 погибших. Для понимания масштаба всероссийской катастрофы с пожарами имеет смысл рассмотреть показатели количества выездов пожарных подразделений на сообщения о пожарах и загораниях. Так по итогам 2015 года в официальном анализе МЧС России зафиксировано 385 696 выездов на загорания, тогда как по итогам 2013 года данный показатель составил 275 939. Итак, произошло увеличение количества выездов за два года на 40 процентов (сорок процентов!!!). Но, имея увеличение пожаров на сорок процентов, удивительные цифры официальной отчетности ведомства господина Пучкова. Внимание! Оказывается, при этом количество зарегистрированных пожаров в 2015 году по сравнению с 2013 годом каким-то загадочным образом снизилось на 4,5% (в 2013 году произошло 152959 пожаров, в 2015 – 145686). Сомневаюсь, что граждане в полтора раза чаще стали вызывать пожарных ошибочно или на возгорание соседней мусорки.


История третья. Почем нынче цистерны

Помимо перечисленных выше увлекательных игр с отчетностями по пожарам и тысячами «мертвых душ», оплачиваемых из бюджета, гражданин министр-спасатель, судя по приведенным ниже фактам, активно включился в некие коммерческие предприятия, позволяющие обеспечить безбедные пенсионные годы. Я, разумеется, не могу утверждать, что имели место быть непосредственные откаты в пользу самого министра Пучкова, кого-то из его приближенных или родственников, но странные истории, которые происходят с закупками за счет бюджета дорогого противопожарного оборудования, вызывают смутные сомнения в кристальной честности заинтересованных лиц. Вот лишь одна из таких историй.

Итак, МЧС, в том числе и для «обеспечения Чемпионата мира по футболу в 2018 году» , понадобились очередные пожарные автоцистерны «с улучшенными тактико-техническим характеристиками среднего типа с объемом цистерны не менее 3,2 кубических метра». Понадобились в достаточно большом количестве и в 2016 году было принято решение о приобретении ста автоцистерн. Разумеется, из бюджета. Причем, в 2015 году стоимость одной такой цистерны составляла для МЧС 16 миллионов рублей, однако в 2016 году в недрах МЧС цена в «плане закупок на год» зачем-то исправляется на… 18 миллионов рублей, зачем-то увеличивая их стоимость на 200 миллионов рублей.

Однако, ГУ МЧС России по городу Москве, вопреки пожеланию министра, провело независимый обзор рыночных предложений и обнаружило среднюю цену за цистерны снова-таки лишь в 16 миллионов рублей. Кроме того, непослушное ГУ МЧС России по городу Москве сообщило начальству о том, что в соответствии с законодательством, при превышении суммы закупки в один миллиард рублей, необходимо проводить общественные слушания. Что и планировалось.

И вдруг Министр МЧС Пучков неожиданно в мае 2016 года отменяет закупку пожарных автоцистерн, а через месяц, в июне, теперь уже в ГУ МЧС РФ по Республике Крым объявляется закупка тех же пожарных цистерн, с теми же техническими данными и в том же общем количестве. Но количество оказывается разбито на несколько позиций, позволивших обойтись без «никому не нужных» общественных слушаний. И по цене… 20 миллионов рублей за каждый цистерну! То есть общая сумма заказа 1 600 000 000 рублей превратилась из в 2 000 000 000 рублей, образовав «вершок» в 400 миллионов рублей, исчезнувших из бюджета!

И представьте себе, аукцион для «ГУ МЧС РФ по Республике Крым» благополучно завершился и победу одержала некая компания АО «ПО Спецтехника пожаротушения», которая, как оказалось, за последний год получила, наверное, по странному совпадению, уже более 50 процентов всего бюджета министерства по «плану закупок».

Вот таблица сравнения цен на совершенно идентичные «пожарные автоцистерны «с улучшенными тактико-техническим характеристиками среднего типа с объемом цистерны не менее 3,2 кубических метра». Слева закупка МЧС, произведенная 10 декабря 2014 года по цене 15 951 241 рубль за единицу, а справа «крымская закупка» того же товара, произведенная МЧС в июне 2016 года, но уже по цене 24 000 000 рублей за единицу. Почувствуйте разницу:

И обратите внимание на то, что «допущена одна заявка: ЗАО «Производственное объединение «Спецтехника пожаротушения». А как же так получилось? А получилось это потому, что два других «заявителя» оказались просто не допущены к аукциону.

И ещё не менее увлекательный и необъяснимый факт. Вот выписка об одном из официальных сообщений МЧС о состоявшихся (и несостоявшихся) аукционах по закупке тех самых ««пожарных автоцистерн с улучшенными тактико-техническим характеристиками среднего типа с объемом цистерны не менее 3,2 кубических метра». Как уже указывалось, для того, чтобы обойти общественные слушания, общее закупаемых цистерн было разбито на несколько лотов. Вот официальна история одного из лотов в десять единиц:

Смотрите сами: 11 мая 2016 года аукцион по закупке МЧС десяти пожарных цистерн по цене 217 миллионов 475 тысяч рублей был благополучно отменен в Москве, а 29 июня 2016 года (через полтора месяца!!!) успешно проведен в Крыму, но уже по цене… 240 миллионов рублей. А куда же уплыла разница в 22 с половиной миллиона рублей? И это только за десять из сотни пожарных цистерн. Ах, да. Согласно техусловиям, все пожарные цистерны должны были быть доставлены отнюдь не в Крым, где проходил аукцион, а в… подмосковный Ногинск. Ну это так, просто дополнение.

Интересно, а почему глава МЧС Владимир Пучков, отлично зная о таких, с позволения сказать, «закупках», вежливо молчит? Может быть, он просто занят? Или размышляет о спасении российских граждан? Тем более, ему есть где размышлять. Скажем, в роскошном ВИП-супер-лайнере или в элитных автомобилях, купленных на бюджетные деньги.


История четвертая. О красивой жизни

Интересно как получается – как только человек превращается в министра, то сразу же значительно возрастают его потребности, причем в строгом соответствии занимаемой должности. Конечно, если он министр, то ему положено иметь самолет и лимузин. Это и ежу понятно. Но почему-то в большинстве случаев человеку-министру как-то невдомек, что уровень его личных благ (комфорт перелётов, перемещения и так далее за счет госбюджета) должны хотя бы минимально входить в соответствие с общей ситуацией во вверенном ему ведомстве. То есть, если в министерстве совсем беда, скажем, с выплатами зарплат, транспортной авиацией и с другими первоочередными задачами, то как-то не очень этично за счет бюджета покупать для себя, любимого, дорогостоящие вип-лайнеры и роскошные лимузины.

Итак, начну, пожалуй, с наиболее яркого примера, произошедшего в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Из плана закупок для нужд МЧС на 2016 год почему-то практически полностью исчезли пункты, направленные на развитие приоритетных направлений деятельности Министерства. Так в прошлом году было исключено приобретение двух самолетов ИЛ-76 и вертолета Ми-26, значительно снижено обеспечение техникой спасательных воинских формирований, Арктических центров, специализированных пожарно-спасательных частей. Тогда же были исключены закупка техники и оборудования для оснащения аэромобильного госпиталя отряда «Центроспас», куда-то делись субсидии на выполнение государственного задания авиационными спасательными центрами региональных центров, субсидии на оснащение учебно-методических центров ФПС МЧС России.

Ну и заодно, к слову, в июне 2016 года в ряде региональных центров МЧС были сокращены… отделы по противодействию коррупции.

А незадолго до вышеназванных «исключений» Министерством по чрезвычайным ситуациям» в нарушение основных функций и задач была осуществлена покупка воздушного судна на базе ближнемагистрального самолета RRJ-95LR-100 (Sukhoi Superjet) , укомплектованного 19-местным ВИП-салоном и прочими олигархическими радостями. А почему «в нарушение основных функций и задач МЧС»? А потому, что в данном воздушном судне не предусмотрен такой дополнительный функционал, как пожаротушение, медицинская эвакуация, доставка грузов парашютным способом. Да и расцветка приобретенной роскоши, утвержденная министром, совсем не соответствует «цветографической схеме окраски самолетов МЧС России.

Таким образом, из федерального бюджета, выделенного для обеспечения деятельности и выполнения задач МЧС России, были отвлечены денежные средства в размере (внимание!) 1,9 миллиарда рублей (32 миллиона долларов по курсу!) для приобретения воздушного судна, не соответствующего основным целям и задачам МЧС (роскошь министра в основные цели и задачи явно не входит). И особенно странно смотрится на фоне общей тяжелой ситуации в авиационном обеспечении деятельности МЧС России, связанной с устаревающим парком авиационных судов класса ИЛ-76 и БЕ-200, нехваткой средств на проведение плановых и капитальных ремонтов воздушных судов. Так самолет БЕ-200 ЧС № RF-32767 ремонтировался больше полутора лет.

Но и это далеко не все, что пожелал министр Пучков. Как удалось выяснить Счетной палате РФ (что подтверждено и дополнено моим расследованием), в нарушение требований Постановления правительства РФ от 20.10.2014 года № 1084, ограничивающего роскошь чиновничьих авто, 6 февраля 2015 года МЧС приобретено два автомобиля BMW 750 Li Drive в максимальной комплектации по цене… 13.6 миллиона рублей. И самое интересное – в закупке эти два роскошных седана были оформлена как «мобильный пункт управления».

Также 14 декабря 2015 года МЧС приобрело автомобиль AUDI A8 L в самой максимальной комплектации по цене 7 миллионов 600 тысяч рублей, и эта машина тоже почему-то называлась «мобильный пункт связи». А через три дня, 17 декабря 2015 года, для руководства российских спасателей был куплен еще один BMW 750 Li X-Drive за 4 миллиона 100 тысяч рублей, и называлось это авто-чудо конечно же тоже «мобильный пункт связи». Неплохо? Правда же? Вы можете себе представить, чтобы какие-то спасательные операции происходили при помощи этих многомиллионных роскошных спецсредств?

И, как удалось выяснить, приобретенные за 13 миллионов 800 тысяч рублей два роскошных автомобиля BMW 750 Li Drive закреплены за министром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимиром Пучковым (не понимаю, а почему два? На одном – министр на работу, а на другом – жена в магазин?), а остальные машины находятся в резерве МЧС России «для руководства».

Вот лишь небольшая часть историй о «главном спасателе России» и его подвигах на ниве спасения соотечественников. И хочется надеяться, что Генеральная прокуратура и иные контролирующие органы все же уточнят у министра Пучкова о том, куда уходят деньги, причитающиеся «мертвым душам», а также каким образом одинаковые пожарные цистерны сначала закупались на бюджетные деньги по 16 миллионов, а потом по 24 миллиона, и куда делась разница.

Генерал-полковник фиктивно трудоустроил брак

Бывшего замминистра по ЧС отдали под суд за зарплатную аферу

22.06.2017

Как стало известно “Ъ”, генерал-полковник внутренней службы Владимир Артамонов, до мая 2017 года являвшийся заместителем министра — статс-секретарем МЧС, вскоре предстанет перед судом за особо крупное мошенничество. По версии следствия, преступление он совершил с бывшим начальником ФГБУ «ВНИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (ФГБУ ВНИИ ГОЧС) генерал-майором Валерием Акимовым, фиктивно трудоустроив в вуз свою супругу, адвоката Галию Артамонову. Генерал Акимов возместил часть причиненного ущерба. У супругов Артамовых в тех же целях арестовали недвижимость, стоимость которой в 30 раз перекрывает потери ВНИИ.

Уголовное дело по факту особо крупного мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК РФ) главное следственное управление СКР возбудило в марте этого года. По данным “Ъ”, этому предшествовал ряд проверочных мероприятий в ФГБУ ВНИИ ГОЧС в 2016 году. По версии следствия, в 2013 году в это научное учреждение по протекции статс-секретаря МЧС Владимира Артамонова в качестве научного сотрудника была трудоустроена его супруга Галия Артамонова. Впрочем, источник “Ъ” в институте утверждает, что даже без протекции, если таковая действительно была, начальник ВНИИ ГОЧС Валерий Акимов, скорее всего, с большим удовольствием взял бы на работу доктора юридических наук, профессора Артамонову. Объясняется это тем, что в то время институт испытывал нехватку высококвалифицированных кадров с высокими научными степенями, а докторов в то время в его штате не было и вовсе. Как бы то ни было, но три года Галия Артамонова, являющаяся также еще и адвокатом и преподавателем в других вузах МЧС, получала во ВНИИ ГОЧС зарплату. Общие выплаты составили 1 315 634 руб. (в среднем по 36 тыс. руб. в месяц). При этом в СКР полагают, что никакой научной работы в институте госпожа Артамонова не вела.

Организатором этой аферы следствие считает генерал-полковника Артамонова, который якобы и убедил Валерия Акимова в том, чтобы он взял на работу во ВНИИ его жену. Между тем, как утверждает собеседник “Ъ” в МЧС, являясь замглавы спасательного ведомства, Владимир Артамонов научную сферу в нем не курировал и поэтому повлиять на начальника ВНИИ формально не мог. Другой же источник утверждает, что генералы Артамонов и Акимов были неплохо знакомы и вопрос трудоустройства супруги статс-секретаря ведомства мог быть решен и в неформальной обстановке.

Отметим, что первым своего поста еще в ноябре прошлого года лишился генерал-майор Валерий Акимов, начинавший службу в МЧС еще в 1994 году. Должность начальника ФГБУ ВНИИ ГОЧС доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, являющийся также крупным ученым в области междисциплинарных исследований и создания методологии анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, занимал с 2008 года. До последнего времени он являлся также членом научных советов Совета безопасности РФ, ВПК при правительстве РФ, ОАО «Газпром» и МЧС, заместителем председателя экспертного совета МЧС.

Увольнение же генерала Артамонова, который до назначения заместителем министра — статс-секретарем в 2012 году в течение десяти лет являлся начальником Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России, произошло через два месяца после возбуждения уголовного дела. Впрочем, в самом ведомстве тогда эти события связывать не стали, заявив, что Владимир Артамонов якобы сам изъявил желание уйти на пенсию.

Все время следствия, а оно было весьма скоротечным, все трое его фигурантов находились под подпиской о невыезде. Кроме того, по ходатайству следствия Басманный райсуд Москвы наложил арест на имущество супругов Артамоновых — квартиру в Москве на улице Пудовкина стоимостью 42 млн руб. и машино-место по этому же адресу, оцениваемое еще почти в 2,5 млн руб.

Защита генерал-полковника Артамонова в Мосгорсуде вчера пыталась добиться снятия обременения с жилья, мотивируя это тем, что и арестованное машино-место полностью перекрывает нанесенный государству ущерб, но ей было отказано. Отметим также, что ни Владимир Артамонов, ни его супруга своей вины в мошенничестве, по данным “Ъ”, не признают. А вот Валерий Акимов уже возместил треть нанесенного своему институту ущерба.

В СКР “Ъ” подтвердили завершение расследования, но приводить его детали не стали. Между тем уже на следующей неделе в Хамовническом райсуде Москвы назначены предварительные слушания.

К слову, до 2012 года Артамонов возглавлял Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС. Но в мае того года главой министерства был назначен Владимир Пучков, и уже в августе Артамонов пошел на повышение, став замглавы ведомства. А уволен высокопоставленный "спасатель" был в мае 2017 года указом Президента России.

Артамонов "припозднился" в МЧС?

Злые языки поговаривают, что из кресла замглавы МЧС Артамонова надо было "вытаскивать" гораздо раньше. Когда Артамонов переезжал из Петербурга в Москву на повышение, он получил от государства субсидию на 17,8 млн рублей - чтобы купить себе жилье в столице. Широкая общественность, возможно, об этом бы и не узнала, если бы в декларации Артамонова не появился подозрительно высокий доход - аж 27 млн рублей.

Семья Артамоновых, безусловно, нуждалась в этой субсидии. Ведь принадлежащие Галии Артамоновой двухсотметровая квартира и недостроенный дом площадью 229 "квадратов" остались в Петербурге!

Владимир Артамонов

Для начала, как пишут СМИ, постоянными квартирами сотрудники МЧС обеспечиваются при выслуге более 20 лет. Если это так, почему возвысившегося до замминистра Артамонова не поселили во временное жилье? И теперь, когда чиновник уволен из МЧС, почему квартира должна оставаться в его собственности?

Но "жилищной" историей биография Владимира Сергеевича "блестит" не так сильно, как скандалом, связанным с его помощником Михаилом Бунаковым. Этот господин "помогал" Артамонову еще когда последний возглавлял университет противопожарной службы. Правда, когда начальство уехало на повышение в столицу, господин Бунаков поехал следом, став уже помощником замминистра-статс-секретаря.

В ноябре 2013 года появились слухи, что Бунаков якобы мог использовать курсантов университета МЧС в качестве "горничных" - для уборки дома. Но этим сплетники не ограничились, а добавили в клевету "перца": опять же, якобы помощник Артамонова мог склонять курсантов к сожительству.

По интернету все еще гуляет видео, на котором запечатлено, как человек, похожий на Бунакова, с помощью пятисотенной купюры вдыхает белый порошок неизвестного происхождения. "Уборка", которой занимается обнаженный молодой человек, кстати, запечатлена на том же самом видео.

Было бы логично, что для начала руководство Бунакова в лице Артамонова затеет проверку скандальных кадров. Но если она и была, широкой общественности о результатах не сообщили. Зато знакомые с этой историей не под запись говорят, что Артамонов мог банально "прикрыть" своего помощника. Информаторы также не исключают, что интересоваться молодыми курсантами мог также сам Владимир Артамонов.

Хорошо хоть в отношении министра Пучкова такие слухи не гуляют! Впрочем, завистники Владимира Андреевича говорят, что в ведомство при Пучкове было фактически развалено и разъедено коррупцией.

Достижения

Осенью прошлого года Счетная палата обнародовала результаты аудита расходов министерства чрезвычайных ситуацией. Финансовых нарушений в ведомстве СП насчитала на 3,5 млрд рублей!

Обнаружились, в частности, нарушения в сфере закупок, которые серьезно и необоснованно завышались. Например, подведомственное МЧС учреждение "закупило 4 пожарно-спасательных мотоцикла МПС VFR1200X на базе модели Honda VFR1200X стоимостью 2,6 млн рублей каждый. Между тем расчетная стоимость такого мотоцикла (включая дополнительное оборудование) ниже закупочной на 923 тысячи рублей", - говорится в отчете Счетной палаты.

Почти втрое завышались и закупки цистерн для КАМАЗов. Их рыночная цена на тот момент составляла порядка 6,6 млн рублей. Но в 2015 году чиновники из МЧС закупали цистерны по цене 15 млн рублей за штуку, а в 2-16 - уже по 16,6 млн рублей! наценку посчитать нетрудно, если учитывать, что всего было куплено 110 цистерн. Хочется спросить: в чьи карманы ушла разница?

Коррупция, судя по всему, разъела главным образом "голову" министерства. В прошлом году был арестован уже бывший руководитель отдела новосибирского областного ГУ МЧС Ренат Аптрашов. Позже его признали виновным в получении взятки. Брал чиновник, как удалось доказать следствию, "борзыми щенками", точнее, тротуарной плиткой и цементом, которыми господин Аптрашов благоустроил свою дачу. Взамен он обязался "забыть" оформить протокол об административном правонарушении.

Осудить-то "спасателя" осудили, но приговор кажется более чем мягким - всего лишь штраф.

В мае этого года в Оренбурге приговор был вынесен экс-главе отдела надзора МЧС Валерия Питанова. Суд признал чиновника виновным сразу по трем статьям УК - мошенничество, занятие незаконным предпринимательством и злоупотреблении служебными полномочиями.

В частности, Питанов настоятельно рекомендовал одной компании для установки противопожарной системы на складе пиротехники воспользоваться услугами конкретной фирмы. Оборудование поставили по завышенной цене и с дефектом. В итоге - пожар, нанесший ущерб в размере 12 млн рублей. Питанова приговорили к 3,5 годам заключения.

Прекрасной иллюстрацией, во что превратилось МЧС при Пучкове, стал его бывший заместитель Леонид Беляев, который успел побыть замминистра чуть менее года и уволился в ноябре 2016 года. Беляев с самого начала своей карьеры работал в спасательном ведомстве. Но это не помешало ему обзавестись целой коллекцией квартир!

Леонид Беляев

В собственности его семьи находятся 19 квартир, в том числе и той, которая была получена Беляевым от государства. Видимо, еще один нуждающийся…

Борцы с коррупцией из Transparency Internatoinal, которые и раскопали данные о собственности "квартирного короля", обнаружили также, что фирмы, связанные с зятем Беляева Михаилом Михальцевым (то ли бывшим, то ли нынешним), успели назаключать более 2 тысяч госконтрактов на общую сумму 224 млн рублей!

Например, аффилированные с Михальцовым фирмы поставляли противопожарное оборудование в бюджетных учреждениях Петербурга — школ

10:29
135348
RSS
19:01
Notice: Undefined index: date_last_modified in /var/www/fastuser/data/www/portalsity.ru/templates/default/controllers/comments/comment.tpl.php on line 65
+2
Какого х… на вы не видите более глобальные проблемы? Пожарно-спасательные части уродское воплощение фантазий Пучкова. Мужики пожарные вместо того чтобы выезжать на пожары, катаются на дтп на которых они нах не нужны. Катаются на паводковые чс и т.д. в то время как реально Россия выгорает. А вы знаете что 90% спасателей не относятся к системе МЧС!??? Это выведенные выброшенные из МЧС несколько лет назад так называемые областные и городские спасатели. Мужики реально спасающие людей и лишенные всех благ прав только обязанности. Ежедневно руководство таких служб обязанно отчитываться перед ГУ МЧС по своим областям и эти данные уходят в Москву уже как выполненные МЧС! Да проверяйте сколько хотите двоишники журналисты — это более чем правда. Удобно пристроилась верхушка МЧС. Вот эти люди и получают 8-10 тысяч в месяц. Это и водолазы и врачи и кинологи и конечно спасатели. Спецчасти — клоунские формирования даже по меркам пожарных. Именно им закупались дорогущие беспилотники… хоть бы на одном чс они были.
19:11
Notice: Undefined index: date_last_modified in /var/www/fastuser/data/www/portalsity.ru/templates/default/controllers/comments/comment.tpl.php on line 65
+1
По поводу пожарно-спасательных частей полностью согласен, есть аттестация только на тушение пожаров и проведение АРС при ДТП, при этом привлекают на все иные действия и дежурства, то и на водах, а у нас даже спасательных кругов нет, кого мы сможем спасти на воде непонятно. А в этом случае одно следует из другого, коррупция на верху порождает нищету и экономию на основных задачах. ГСМ, ТЭРы и все что можно урезать, урезают, но нельзя без конца сжимать пружину…
21:30
Notice: Undefined index: date_last_modified in /var/www/fastuser/data/www/portalsity.ru/templates/default/controllers/comments/comment.tpl.php on line 65
+1
И как можно наверху этого не видеть!? Можно 25% затрат на МЧС поднять спас службы России. Расформировать МЧС к чертям.… и деньги на субъекты с жёстким регламентом поставок оборудования и зарплат из центра
21:35
Notice: Undefined index: date_last_modified in /var/www/fastuser/data/www/portalsity.ru/templates/default/controllers/comments/comment.tpl.php on line 65
Какое правительство, такие и министерства. Я к своим 30ти годам начал понимать насколько все прогнило в РФ
Загрузка...